27 декабря 1929 года Иосиф Сталин заявил о том, что
кулачество должно быть искоренено как класс. Мы знаем историю отца
Павлика Морозова и другие случаи «раскулачивания», но чем «кулак»
отличался от соседа? Будем разбираться. []
Крестьянское сознание основывалось на простом
понятии: нажить добро можно только честным трудом. Причем трудом не абы
каким, а физически очень тяжелым. Именно к такому труду относились
работы на земле: пахота, сенокос, сборка урожая. А вот торговля, по
убеждению крестьян, была трудом не совсем честным, недаром в народе
говорили «не обманешь – не продашь». Прозвище «кулак» получали те
крестьяне, которые, по мнению большинства, имели нетрудовой доход, то
есть нажили богатство скупкой и ростовщичеством. Кстати, офени тоже
называли перекупщиков-ростовщиков кулаками.
Чуть позже кулаками стали называть хватких и
хитроватых людей, которых бог наградил холодным и расчетливым умом.
Возможно, люди эти были не слишком приятные, но и не абсолютные мерзавцы
– это уж точно. Многие из них трудились на своей земле не меньше, а,
порой, и больше, чем наемные работники. Да и работа на кулака позволяла
некоторым батракам просто-напросто выживать. Причины бедности могли быть
разными: непутевость, болезнь, долги, но в любом случае это была
пропасть, из которой выбраться было практически невозможно. А еще острый
ум и деловая хватка помогали кулакам приспосабливаться к новым правилам
игры, которые предложил, например, НЭП. Про таких говорили: «Крепкий
хозяин!»
Жизнь общиной, «всем миром» вселяла в крестьян
уверенность в завтрашнем дне. Односельчане не бросят, случись какая
беда, полагаясь на общее чувство коллективизма: сегодня я – тебе, завтра
ты – мне. Тех, кто пытался нарушить привычный порядок, называли
«кулаками» или «мироедами». Владимир Даль указывает на несколько
значений слова «мироед»: то это «тунеядец, шатающийся без дела, живущий
за счет мира, общества», то это «делец-пройдоха, ходатай за мир,
обирающий крестьян и постоянно подстрекающий их к различным тяжбам».
Еще одним «разрушителем» установленного на селе
порядка стали большевики. Продразверстка и «борьба за хлеб» должны были
решить не только продовольственную проблему, но и разрушить старые связи
и устои – выполнить пропагандистскую, «воспитательную» задачу. Кулаки,
середняки и бедняки декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов
1917 года были поделены на две категории: тех, кто имел права, и
бесправных лишенцев (последние, кстати, полностью лишались гражданских
прав). В категорию лишенцев попали те, что прибегал к наемному труду для
получения прибыли, в том числе крестьяне, которые нанимали хотя бы
одного человека.
Большевики на местах и их главный «помощник» —
беднота – оценивали «кулака» более практично: всякий, кто укрывает хлеб.
Посылом к формированию такой оценки стали слова Ленина. Вождь
«превращал» в кулака, эксплуататора и спекулянта «всякого крестьянина,
который прячет хлеб», пусть даже собранный своим трудом, без применения
наемного труда. При этом сам Ленин позже, пытаясь отделить кулака от
середняка, пишет сначала, что середняк – не эксплуататор, а крестьянин,
живущий своим трудом, а затем допускает и эксплуатацию рабочей силы, и
накопление капитала. Не удивительно, что на местах исполнители
«терялись в догадках» и «усердно» старались не промахнуться.
В условиях НЭПа в кулака превращается всякий
«богатый мужик». Понятие «собственника-фермера» не приживается,
состоятельных крестьян продолжают именовать кулаками. Бедняки получают
наконец-то преимущество: они освобождаются от продналога, получают
привилегии при поступлении в учебное заведение или на работу, у них
больше шансов вступить в комсомол или партию, быть выбранными на
руководящие должности в сельских Советах. Как подмечали современники,
«сегодня в зажиточные лезть не выгодно. Все лезут в бедняки». Прекрасно
осознавая свое положение, зажиточные крестьяне всеми силами пытались
уберечься от «ярлыка» кулака, который уверенно сообщал всем о
неблагонадежности своего хозяина.
7
Уничтожим кулака как класс!
В 1924 году газета «Беднота» провела соцопрос, в
котором предлагалось определить критерии выявления кулака. Проблема
заключалась в том, что многие бывшие кулаки утратили состояние, бедняки
же, напротив, стали относительно зажиточными. В итоге респонденты при
общем негативном отношении к кулачеству, сошлись на мнении, что
раскулаченный кулак — опаснее для революции, нежели буржуй, который
нажил добро и пользуется им сейчас. Избежать «народной нелюбви» кулакам
не удалось. В 1929 году формулируются признаки кулацких хозяйств:
систематическое применение немного труда, наличие мельницы (маслобойни,
просушки и др.), сдача в наем сельхозтехники (с механическим двигателем)
и помещений, а также торговля, ростовщичество, посредничество, наличие
нетрудовых доходов (здесь речь шла о церковнослужителях).
В ходе коллективизации, проводимой в 1928-1930 годах, был взят курс на
«ликвидацию кулачества как класса». Без суда и следствия зажиточных
крестьян, использующих наемный труд, раскулачивали, лишали земли,
имущества и всех гражданских прав, а затем либо выселяли в отдаленные
регионы, либо расстреливали.
Фаина Шатрова
|