28
июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский
линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников,
которые сделали имя российскому флоту.
[]
В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича,
русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой
парусный корабль — галиот «Орел». Длина «крупного» судна — 24.5 м,
ширина 6.5 м. Экипаж — 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно
несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. «Орёл» был первым чисто
парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах
«Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте — косой. Вот
строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю,
который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на
носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был
готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов,
окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти
являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали
традиционным украшением всех военных судов.
«Cвятой Петр» — первый русский военный корабль,
пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в
Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой
парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12
пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать
уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и
дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае
следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает
плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван
купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе
говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта
стала первым в Архангельске музейным объектом.
В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море,
а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой
крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому
образцу. Длина — 38, ширина — 6 метров, высота от киля до палубы — около
4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа — до
170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с
некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в
Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в
Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по
галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были
оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По
окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена
на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была
разобрана на дрова.
«Kрепость» — первый русский военный корабль,
вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году,
недалеко от устья Дона. Длина — 37,8, ширина — 7,3 метра, экипаж — 106
человек, вооружение — 46 орудий. Летом 1699 года «Крепость» под
командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую
миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление
русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого
султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией
был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел
и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести
гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также
впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского
побережья.
5
Линейный корабль «Полтава»
«Полтава» — первый линейный корабль русского флота,
и первый — построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы»,
названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой,
руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7, имел на вооружении 54
пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712
году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского
корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая
действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским
кораблем Петра 1.
6
Линейный корабль «Победоносец»
«Победоносец» — первый корабль 66-пушечного ранга, с
усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно
своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и
под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских
кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе — 160 футов;
ширина — 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых,
двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на
воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских
кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.
Корабль Первой русской антарктической кругосветной
экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. «Мирный» — это
перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили
кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили
корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус
тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала
водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили
дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был
заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и
другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более
прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство
велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп «Мирный»
был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью —
12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76
мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в
плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза
превышающее длину экватора.