Автор: Юлия Пенегина
Через
порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу –
«стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие
правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое,
противостоящее чужому.
Человек обустраивает жилище, уподобляя его
мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом,
демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром. []
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход
из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним
мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут
проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький,
весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако
помимо затворов, засовов, замков выработана система символических
способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки
косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В
дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям
сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед
дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось
переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было
встречать за порогом и пускать вперед себя.
Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь,
которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления
пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных
заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою
олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер
постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология
слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная
функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как
хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое
превращалось в вареное, освоенное, чистое.
В русской избе всегда по диагонали от печи
располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию,
молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась
высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что
подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный,
праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный,
божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к
красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось
большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
Неотъемлемая часть красного угла – стол.
Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты,
устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь
человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол
уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение
человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол
престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах
особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов
стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы
выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся
строения.
Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! –
лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые,
расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный
угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь,
дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю
рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад
и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с
лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого
момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на
хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка,
расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог
садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх,
увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что
матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы –
один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием
хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице
приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и
внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на
лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в
путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а
чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали
найденный от бороны зуб.
Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за
пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют
наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи,
отсюда угроза проницаемости. Использование окна как
нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в
окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей,
взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного
света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и
загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава –
в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах
наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго,
нечистого.
|