Автор: Георгий Тихонов
Совершенно верно отметил Антон Павлович Чехов в рассказе «Смерть
чиновника»: «Все чихают». И самый распространенный ответ чихнувшему —
«Будьте здоровы».
А еще с чиханием с незапамятных времен связано много суеверий. Ни
зевота, ни икота не вызывают столь пристального внимания. Чем же «чих»
такой особенный?
[]
Знамение богов
Начнем с медицинского определения. Итак, «чиханье (по латыни —
sternutatio) — защитный безусловный рефлекс человека и высших животных,
обеспечивающий удаление из верхних дыхательных путей пыли, слизи и
других раздражающих агентов путем форсированного выдоха, преимущественно
через носоглотку, после короткого глубокого вдоха».
Об особом значении чихания упоминает Гомер в «Одиссее», отдельное
внимание уделено ему и в Библии. Оба упоминания связаны с замечательными
событиями. В Библии есть рассказ о воскрешении пророком Елисеем ребенка
сонамитянки (4 Цар. 4:32-35): «И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок
умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и
помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к
его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и
простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице
взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок
раз семь, и открыл ребенок глаза свои». В 17 песне гомеровской
«Одиссеи» Одиссей возвращается после своих странствий домой,
но открывается только сыну Телемаху и проникает в свой дом под видом
нищего. Жена же его, Пенелопа, еще не знает, что муж вернулся, но просит
привести нищего, так как он может что-то знать об Одиссее. Попутно
Пенелопа выражает негодование по поводу пирующих в ее доме мужчин,
которые, думая, что Одиссей сгинул, набиваются ей в женихи:
«Наш дом разоряется, ибо уж нет в нем такого
Мужа, каков Одиссей, чтоб его от проклятья избавить.
Если же он возвратится и снова отчизну увидит,
С сыном своим он отмстит им за все». Так царица сказала.
В это мгновенье чихнул Телемах, и так сильно, что в целом
Доме как гром раздалось; засмеявшись, Евмею, поспешно
Кликнув его, Пенелопа крылатое бросила слово:
«Добрый Евмей, приведи ты сюда чужеземца немедля;
Слово мое зачихнул Телемах; я теперь несомненно
Знаю, что злые мои женихи неизбежно погибнут».
Таким образом, в библейском контексте чихание воспринимается как
признак чудесного возвращения к жизни — воскрешения, каковое деяние
может совершить только Бог; а в «Одиссее» — как предзнаменование
правдивости сказанного, то есть, как предсказание. И в том, и в другом
случае акт чихания связан со сверхъестественным.
Еще одно указание на подобную связь — свидетельство известного
древнеримского ученого и историка Плиния Старшего, согласно которому
император Тиберий дал именное повеление, чтобы все желали ему здоровья,
когда он чихает: таким образом, будто чрез счастливое предзнаменование,
он надеялся оберечь себя от любой неприятности.
По всей видимости, подобное отношение именно к чиханию связано,
скорее, не с пожеланием физического здоровья (когда чих является
признаком болезни), а с выражением через этот акт чего-то
потустороннего, божественного либо магического: ведь чих идет из головы,
в древности его связывали с дыханием, а дыханием человека наделяет бог:
«вдыхает жизнь». Кстати, именно так напрямую трактуется чихание в одном
из иудейских преданий: «…когда наш праотец Адам за непослушание
сделался смертным, то, по определению Божию, потомки его раз в жизни
чихали, а именно — умирая; это происходило до Иакова, который умолил
Господа о прощении, и, чихнув, остался жив. С тех пор, однако, не
переставали молиться о здравии чихающих, и чиханье служило знаком
здоровья — знаком добрым».
Дурное дело
Постепенно, в более поздней античности и в Средневековье,
вышеописанные представления развились в стойкие суеверия. Во-первых,
чихание стали напрямую связывать с определением правдивости сказанного;
во-вторых — со здоровьем, только не в естественно-медицинском
толковании, а в магическо-медицинском. Ибо существовало два направления
медицины: к первому принадлежали последователи великого древнегреческого
врача Гиппократа, ко второму — приверженцы магического врачевания (с
использованием молитв, заговоров и т.п.). Уже в Древнеримской империи,
дабы чихание не стало предзнаменованием дурного, чихнувшему желали:
«Absit omen!», что дословно переводится с латыни как «предзнаменование
далеко». В средневековой Европе чихание также зачастую связывали с
чем-то плохим, в частности, чихание будто бы предшествует моровой язве.
Поэтому чихнувшему желали: «Бог в помощь». Связь смерти и чихания
прослеживается и в английской считалочке:
Ring-a-ring of roses,
A pocket full of posies.
A-tishoo, a-tisshoo.
We all fall down.
Буквально она переводится так: «Венок из роз, карман полный букетов.
Ап-чхи, ап-чхи. Мы все повержены». То есть — веночек на могилку, травы в
кармане — чтобы прогнать чуму, но пару раз чихнул — и помер.
А в дореволюционной России в народе бытовало
множество поверий о том, что ежели чихание не сопроводить определенным
пожеланием — жди беды. Так, есть сказка, в которой черт может похитить
младенца, если родители не говорят после того, как ребенок чихнул: «Будь
здоров, ангел-хранитель!».
Однако существует и ироничная критика этих обычаев. Например,
знаменитый древнеримский политик, философ и блистательный оратор Марк
Тулий Цицерон в своем трактате «О дивинации» («О ведовстве») замечает,
что ежели всему придавать вещий смысл, то эдак нужно «придавать важное
значение и тому, что споткнулись при ходьбе, и что сломалась телега, и
каждому чиханью». У Плиния Старшего обыкновение желать здоровья
чихнувшему вызывало недоумение. А раннехристианский проповедник и
богослов Климент Александрийский в одном из своих сочинений поучает:
«Если захочется кому-нибудь случайно чихнуть или вздрогнется вдруг, то
должно делать это по возможности тише, соседей не беспокоя; противное
было бы обнаружением дурной воспитанности. … Но служит выражением
неуважения и бесчинства, если эти звуки кто еще усиливает, а не
подавляет». Вторит отцу церкви и сборник правил этикета «Юности честное
зерцало»: «…сия есть не малая гнусность когда кто часто сморкает, яко бы
в трубу, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей,
или в церкви детей малых пужает и устрашает». Вообще, по многим сводам
правил этикета, громкое нарочитое чихание считалось оскорбительным. Не
зря же сложилось расхожее выражение пренебрежительного характера: «Чихал
я на вас».
Подводим итог: негоже придавать физиологическим процессам форму
сакрального действа. Однако суеверия — вещь исключительно въедливая…
|