Исихазм (с греческого «исихия» – тишина), как новое движение в православии, возник в 14 веке на почве мистических трудов Дионисия Ареопагита, первого епископа Афин.
[]
Основателем движения считается Григорий Палама, митрополит солунский, который первым и предложил использовать для познания Бога духовную практику, изложенную в «Мистическом богословии» Дионисия Ареопагита, представлявшим собой христианскую переработку идей неоплатонизма.
Палама сам был убежден и учил, что от Бога исходит особая энергия, которая связывает Его со всем миром и с помощью которой человек способен познать Бога. Воспринять нисходящий Божественный свет можно внутренним, духовным зрением, которым обладает далеко не каждый. И только праведный, ведущий благочестивый образ жизни, человек имеет такую возможность.
В 20 лет Григорий стал монахом одной из обителей Афона, слыл ревностным приверженцем православия, поэтому неудивительно, что большинство сторонников учения появилось именно на Святой горе, в среде греческого монашества. Когда-то, отстаивая свое мнение, Палама принимал участие в горячем богословском споре о Фаворском свете, которым осветилось лицо Христа при Преображении Его на горе Фавор. Такие богословы как Варлаам Калабрийский и другие считали, что свет этот появился временно, специально, чтобы укрепить в вере апостолов, просветить их, а затем без следа исчез. Другие же, среди которых был и Григорий Палама, доказывали, что свет Фаворский имеет божественное происхождение, вечный, существовавший до проявления и оставшийся после, а не создан на время.
Таким образом, Палама не только отстаивал свои взгляды, но и старался оградить православие от латинского влияния. Спор длился многие годы, но в результате сторонники Паламы одержали победу, их точка зрения стала общепринятой. Те монахи, которые согласились с данным утверждением, и стали представителями нового мистического движения, их еще называют исихастами (пребывающими в покое).
Молитвенная практика исихастов заключалась в том, что они дни и ночи стояли коленопреклоненными, опустив голову и устремив взгляд в центр живота, чтобы укрепить и поддержать явившийся когда-то на горе Фаворе вечный несотворенный божественный свет.
Прижились идеи исихастов ненадолго. В дальнейшем их проповедовал последователь Паламы Николай Кавасила, архепископ Фессалоник, известный богослов 14 века, который своей аскетической жизнью служил настоящим примером для своей паствы, был настоящим пастырем для своих овец. Сам же Григорий к концу жизни получил дары исцеления и предвидения, а после смерти был причислен церковью к лику святых. Житие о нем было написано константинопольским патриархом Филофеем.
http://alexsnews.com