Этикету общения нужно учить с малолетства, чтобы потом у взрослого
человека не возникало трудностей в общении. Конечно, каждый хочет
держаться уверенно, раскованно в любом обществе или компании. Все мы,
хотя бы в глубине души, стремимся нравиться, привлекать к себе
окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в
самой сложной ситуации. Но учиться этикету общения никогда не поздно –
было бы желание!
Любое общение начинается с приветствия. По этикету, приветствовать
человека нужно словами: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!»,
«Добрый вечер!». Это наиболее распространенные и приемлемые формы
приветствия. Среди близких людей чаще всего принято говорить «привет». []
В приветствии очень важна интонация, теплая и дружелюбная, потому что
даже обычные приветственные слова, высказанные грубым или сухим тоном,
могут обидеть человека, с которым вы здороваетесь. А если при словах
приветствия вы будете улыбаться, это сразу расположит к вам человека.
Только улыбка должна быть искренней.
Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы,
рукопожатием, объятиями. Во время приветствия не следует опускать глаза.
Нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете, а иначе
человек подумает, что вам неприятно с ним общаться, что вы что-то
скрываете и т. д. Во время приветствия неприлично держать руки в
карманах и сигарету во рту. Это выражает неуважение к собеседнику.
Ситуации обмена приветствиями бывают разные. Следует помнить
некоторые особенности, если вы хотите быть вежливым человеком и не
оскорблять чувства других.
• Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в
автобусе и т. п.), и если заметили и вас, нужно поприветствовать
человека кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь
голос не следует - вы поставите в неловкую ситуацию и его, и себя.
• Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно
кричать «здравствуй» издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами
сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуйте его.
• Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
• Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно
поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к
которой вы подходите.
• Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого,
необязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на
несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым. Но не
затягивайте разговор, ведь вас ждут другие люди.
• Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто
встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы. Например, с продавцом
ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда. Это
элементарная вежливость.
• Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не
здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте».
Часто здороваясь, люди обмениваются рукопожатиями. Тут этикет тоже обращает внимание на некоторые тонкости.
- Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.
- Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.
- Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с
другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины
здороваются между собой.
- Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку.
Женщине это делать необязательно. Однако, приветствуя заметно старших по
возрасту, перчатку должны снимать все.
По этикету существует три основных вида обращения:
1. Официальное - гражданин, господин
2. Дружеское - уважаемый коллега, старина, дорогой друг и т. д.
3. Фамильярное - милая, бабуля и. д., допустимое только среди самых близких людей
- К старшим по возрасту и к незнакомым ровесникам принято обращаться
на «вы». «Ты» допускается говорить только самым близким друзьям.
- Если вам нужно обратиться к своему родственнику или близкому
знакомому, который является руководителем, в присутствии посторонних,
лучше назвать его по имени-отчеству и на «вы». В данном случае
родственные или приятельские связи неуместно демонстрировать всем.
- Если, например, в новом для вас коллективе все обращаются друг к
другу на «ты», а вы привыкли на «вы», лучше все-таки принять правила
коллектива, чем диктовать свои.
- Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!»), не
стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций,
воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок
этикета собственным примером.
- Рассказывая кому-нибудь о людях, не принято говорить о них в
третьем лице: «он» или «она». Даже о близких родственниках нужно
сказать: «Анна Ивановна просила передать...», «Иван Петрович будет ждать
вас...».
То, как мы начинаем общение с человеком, во многом определяет
дальнейшую судьбу этого общения, поэтому стоит соблюдать нехитрые
правила этикет, это точно не повредит!
- Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин.
- Женщина первой приветствует мужчину, если он намного старше ее.
Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или
женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым
прощается с остающимися.
- Когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой
дома, потом с другими женщинами, затем - с хозяином дома и мужчинами.
- Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она
ограничивается поклоном, мужчине не следует протягивать ей руку. То же
между старшими и младшими мужчинами.
- Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных,
которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами.
Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Исключение - хозяйка дома,
принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними.
- Женщины также встают, когда здороваются с пожилыми мужчинами.
- Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же
он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может
сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка
дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять - садиться не следует.
Учтите это, когда у вас будут гости.
- Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку.
Можно, конечно, общаться привычным образом, не обращая внимания на
все тонкости этикета, если это устраивает ваше окружение. Но, оказавшись
в другом обществе, в другой, незнакомой компании, переходя на новую
работу или вышестоящую должность, правила общения стоит соблюдать.
Иногда от них зависит слишком многое: решение проблемы, установление
нужных контактов, дела в бизнесе или начало долгосрочных важных
отношений.
Записки "дикой" хозяйки
|