Автор: С.И.Минаков
Целый
ряд психических функций зависит от расовых и культурных, в том числе
религиозных, особенностей, а также от экологии. Например, мутизм,
торможение или искажение инстинктивных актов (отказ от пищи, сексуальных
связей и так далее) не обязательно является психическим отклонением,
они могут быть связаны с табу, постом и др.
Специфические чувства вины,
ответственности, трепета, скажем, у религиозного человека не позволяют
пользоваться рядом психотерапевтических процедур (гипнозом,
психоанализом). С другой стороны, специфические, обусловленные культурой
и религией состояния (ощущение умерших рядом с тем, кто их утратил,
мифопоэтическое и мистериальное восприятие мира и пр.), могут ложно
трактоваться психиатром как расстройства восприятия и мышления.
[] Ниже описан ряд подобных этнопсихосоматических состояний, которые
правильнее будет истолковать именно как специфические феномены жизни
человеческих существ, нежели как патологические отклонения от
медицинской нормы.
Susto
Отмечается в Южной Америке. Характеризуется депрессией, тревогой, отказом от пищи, нарастающим страхом. В дальнейшем возникает ощущение погружения души в глубины Земли, далее
следует опустошенность. Встречается в детском и подростковом возрасте,
возможна индукция и имитация одержимости. Связан с культом мертвых,
воспринимается как одержимость духом умерших. Внешнее проявление
напоминает кататонический и депрессивный ступор.
Whitico
Описан у индейцев Кри, Сальто. Остро возникает ощущение физического
превращения в мифологического монстра whitico, который поедает людей.
Поведение сопровождается регрессом социальных и цивилизационных навыков и
наклонностью к каннибализму. В продромальном периоде (непосредственно
предшествующем данному состоянию) - депрессия. Эпидемии данного
состояния связывают с голодом. Первоначально может быть отсутствие или
повышение аппетита, желудочно-кишечные проблемы, что вызывает страх и
психоз.
Voodoo, zombi
Состояние реализуется в горизонте мистерии «живых мертвецов». С точки
зрения мистериально-ритуального комплекса религии вуду (Африка), умерший
становится зомби, если причины его смерти не выяснены колдуном.
Элементы вуду описаны у дагонов, фанги, заир. Аналогом зомби является
упырь (мертвец-вампир)славянского фольклора, нападающий на людей и
животных, поскольку в умершего вселяется нечистая сила. (Правда, здесь
мы не имеем ритуально-обрядовой практики, и поэтому нет возможности
говорить о состоянии упыря; это только фольклорный образ. Можно сказать,
что упырей не бывает, а вуду, зомби - это психосоматическая
реальность.) Среди креолов Гаити существует тайное общество вуду.
Этнобиопсихологически «зомбификация» выглядит следующим образом: жертва
получает, нередко во время совместной праздничной трапезы, порошок,
содержащий высушенную рыбу, в печени которой содержится тетродотоксин. В
порошке содержится строго определенная доза токсина, которая не
вызывает смерти, но замедляет метаболизм. Внешне это состояние выглядит
как глубокий сопор (оцепенение, вялость, сон; глубокое угнетение
сознания и воли). Жертву хоронят, но затем колдун ее откапывает и дает
галлюциноген, содержащийся в грибах, собранных у воды, омывающей
кладбище. В момент приема зомбируемым читается особый директивный текст,
который парализует волю жертвы. В таком состоянии зомби может
находиться продолжительное время. При этом он в состоянии выполнять
монотонные операции, так что даже может быть использован на тяжелых
работах, например, на плантациях сахарного тростника и пр.
Anfechtung
Психосоматическое
состояние, описанное у индейцев провинции Манитоба. Проявляется как
избегание социальных контактов с чувством вины за
неправильное исполнение религиозных обрядов (и, следовательно, нарушение
гармонии и силы существования племени). Возникает уверенность в
соглашении с дьяволом и в одержимости им. Наблюдается активное
стремление к самоубийству. Психосоматические симптомы - тревога и
депрессия.
Chisara chisara
Психосоматическое состояние у племени шона в Южной Африке. Разнообразные
психотические симптомы, возникающие феноменологически (по состоянию
сознания жертвы) под влиянием ведьмы. Отмечается ощущение вселения
черной силы и острое переживание вины. Под влиянием болезни пациенты
уходят в лес и живут там одни. У шона описано также ebenzi - состояние,
связываемое с одержимостью ведьмами, но проявляющееся в бессвязной и,
вероятно, насильственной речи и немотивированных поступках. Иногда после
этих приступов происходит своеобразное просветление, и приступ
описывается жертвой как одержимость злой силой.
Ghost sickness
Феноменальное состояние, распространенное у индейцев киова, апачей и
навахо. У апачей он проявляется во время траура по умершему. Жертва
становится гиперчувствительна к звукам и прикосновениям, которые
связывает с контактом с умершим или некими сущностями умерших предков.
Жертва опасается, что если она обернется и посмотрит за плечо,
присутствующий умерший ее обездвижит. Иногда возникают эпилептические
припадки, каннибалистические фантазии и многочисленные ипохондрические
жалобы. У навахо этот психоз протекает иначе. Все симптомы связываются с
заговором ведьм. Страх возникает после тягостных сновидений,
утрачивается аппетит, возникают затруднение дыхания и слабость, иногда
слуховые галлюцинации. Каждый из симптомов указывает на определенный
аспект «силы ведьмы».
Gila kena hantu
Встречается у малайцев. Переживается как одержимость злым духом.
Сопровождается истинными галлюцинациями (прежде всего, слуховыми), а
также различными псевдогаллюцинациями. Наблюдаются приступы неистовства.
Характеризуется убежденностью в сверхчеловеческих физических
возможностях (что нередко подтверждается эмпирически: уменьшение порога
болевой чувствительности и пр.).
Hsieh ping
Описано у китайцев Тайваня. Феномен в продромальном периоде
характеризируется депрессией, протекающей с классическими симптомами
(апатия, потеря интереса к жизненным ситуациям и целям). Далее возникает
ощущение одержимости и управляемости, нарушается ориентация, возникают
тремор - дрожание; быстрые, ритмические, с частотой около 10 Гц,
движения конечностей или туловища) и глоссолалия (произнесение
бессмысленных слов и словосочетаний, имеющих некоторые признаки
осмысленной речи: темп, ритм, частота встречаемости определенных
звуков). В высшей точке напряженности состояния - зрительные и слуховые
галлюцинации.
Mal (de) ojo
Состояние «сглаза», описанное в средиземноморском регионе, а также у
испаноязычного населения Латинской Америки. Характеризуется нарушениями
сна, плачем без видимой причины, поносами, рвотой. Состояние
индуцируется у женщин и детей, которые боятся покидать своих родителей,
связывается с одержимостью «злым глазом». Сходным состоянием у этой же
популяции является malpuesto, при котором многочисленные психологические
и соматические состояния протекают на фоне тревоги и связываются с
одержимостью или порчей конкретной ведьмой.
Mamhepo
Описано у племени шона в Южной Африке. Переживание
управляемости собственной мимики трансцендированным существом (ведьмой,
колдуньей, «чужим»), которое обращается в змею. Взгляд носителя
становится застывшим и немигающим.
Phiipob
Вера в одержимость духом у жителей Таиланда. Отмечается застывание,
напоминающее кататоническое (термин, характеризующий двигательные
расстройства) падение без судорог. Отмечается бессознательное поведение,
сжимание и скрежет зубами, ригидность мышц, нечленораздельные выкрики,
несдерживаемые рыдания. Pissu. Отмечается у жителей Цейлона. Переживание одержимости духом
(духами) ассоциируется с чувством комка в желудке, гидрофобией, с
невозможностью стоять и сидеть, ощущением холода в теле, зрительными и
слуховыми истинными и псевдогаллюцинациями, диссоциированным
(незаинтересованным, внешним, посторонним действительности) мышлением с
растерянностью.
Ruden sinoso
Одержимость духом ведьм на Сараваке. Жертва замерзает, дрожит и
постоянно стремится к огню, застывает у огня на длительный период,
отказывается от питья и еды. Внешне поведение выглядит как
кататоническое.
Sin byung
Одержимость духом умерших предков в Корее. Первоначально возникают
соматические (соматоформные) симптомы - дрожание, анорексия,
желудочно-кишечные нарушения, бессонница, тревога. На этом фоне
отмечаются фазы дезориентировки, слуховых галлюцинаций.
Tawatlye sni
Феноменальное состояние у индейцев сиу (Дакота). Возникает острое
чувство сепарации и утраты, ощущение общения с мертвыми, чувство
одержимости духом умерших, тоска, мысли о смерти и суицидальные идеи,
повышенная жажда.
Zar
Описан в Иране, Судане, Египте и Эфиопии, отдельные случаи зафиксированы
в Средней Азии. Внешние признаки диссоциированного поведения:
разорванная речь, высказывания об одержимости духами, прыжки и
импульсивные танцы. Возбуждение сменяется апатией и отказом от еды.
Описаны импульсы к немотивированному убийству.
Piblokto
Феноменальное состояние у эскимосов, которое иногда также относят к
арктической истерии. Длится до двух часов. Носитель (чаще женщины)
начинает кричать и срывать с себя одежду. Имитирует крик птиц или животных. Жертва бегает по льду
или катается по снегу, далее состояние амнезируется (стирается в
памяти). Психоз связывается с вселением духа зла. Типологически
напоминает диссоциативные психозы. Вероятно, при данном психозе
поведению пациента приписываются черты одержимости, хотя он сам этого
состояния не переживает.
Amok
Синдром, описанный в Малайзии, Индонезии, Австралии, Китае, близкие
состояния отмечаются и в Европе. Встречается при депрессии, эпилепсии,
параноидных психозах. Состоит из следующих симптомов: продромальной
тоски, гомоцидальных (связанных с убийством людей) акций. Начинается
внезапно после стресса или оскорбления, в высшей точке проявляется
решимостью, агрессией, отсутствием боязни боли и смерти. Завершается
полной амнезией.
Mirriri
Близкий амоку синдром, описанный в Африке и Океании, аналоги есть и в
Европе. Ситуационно реализуется как поведение после обвинения в инцесте.
В симптомах: аффективное сужение сознания, оглушение, агрессивная
акция, которая направлена не на обидчика, а на предполагаемый объект
инцеста. Является вариантом переадресованной агрессии.
Lo’u
Поведение, описанное в Меланезии. Демонстративная суицидальная акция
(прыжок с пальмы) после публичного обвинения в скотоложстве.
Сопровождается депрессией и сужением сознания.
Coro
Описан как у мужчин, так и у женщин в Северо-Восточной Азии, у негров
США, в Индии и в единичных случаях - у народов Европы. Заключается в
остром переживании сморщивания, втягивания в живот и уменьшения в
размерах полового члена или больших половых губ. Наблюдается в рамках
диссоциативных расстройств, депрессий и шизофрении.
Latah
Наблюдается в Малайзии, Филиппинах, Западной Сибири, Северной Америке и
Африке. Характеризуется повышенной внушаемостью, склонностью к
мимической имитации, в частности смеха и плача. Эпидемии повышенной
внушаемости, сопровождающиеся индукцией идей отравления, также близки к
данному синдрому.
Сглаз
Эпидемическое диссоциативное расстройство. Протекает как индуцированная
депрессия с диссоциативными чертами у женщин, которая связывается с
действием порчи, сглаза, «поделанности».
Икотная болезнь
Эпидемическое диссоциативное расстройство, характерное для севера
европейской части России. Звуки и движения икоты ассоциируются с
попаданием чего-либо в горло, чаще волоса, в результате «сглаза».
Индукция чаще распространяется среди женщин и нередко приводит к
агрессии по отношению к предполагаемому источнику «сглаза».
Психический вампиризм
Психоэнергетические переживания в результате погружения в магические
ритуалы. Особенно характерны в периоды эпидемической увлеченности
паранормальными явлениями и психоэнергетикой. Агенты убеждены в обмене
энергией между ними и окружающими, «чувствуют» и диагностируют
внутренние органы окружающих и их духовные сущности в форме аур. Описаны также многочисленные черты сходства диссоциативных
(истерических) эпидемий и хилиастрических (мессианских) движений. В
структуре традиционной культуры большинство этнопсихопатологических
расстройств считается нормативным и коррeгируется религиозными
ритуалами.
|