О героизме народа
Настоящие русские почти никогда не переселяются из России, если не считать немногих студентов и деловых людей.
Иммиграционное бюро США, XIXв.
•••
[]
Наполеон рассчитывал встретить среди русских в России много сторонников и даже пособников своего вторжения в Россию. Он надеялся, что все, почему-либо недовольные русским правительством, все опальные из дворян примут сторону французов. Он рассчитывал и на недовольство крестьян, которых думал склонить на свою сторону обещанием скорого освобождения.
Но опасность, предстоявшая всему государству Российскому, сплотила все умы в пользу национального дела, а честное поведение Императора Александра, его твердость, великодушие и доброта приковали к нему сердца всех его подданных. Крестьяне стали охотиться за французами. Они вооружались чем могли и нередко нападали даже на отряды, ходившие на фуражировку. Это враждебное отношение населения было особенно чувствительно частям, расположенным в окрестностях Москвы, — они, решительно, умирали с голоду, особенно же пострадала кавалерия. Более десяти тысяч коней пало от недостатка корма...
Газо, начальник обоза армии Наполеона, XIX век
•••
Когда шведские корабли вошли в Белое море, то стали искать лоцмана, который сопровождал бы их в дальнейшем пути в этих опасных водах. Два русских рыбака предложили им свои услуги и были приняты на борт. Но эти рыбаки направили суда прямо к гибели шведов, так что два фрегата сели на песчаную мель. За то оба лоцмана были избиты возмущенным экипажем. Один был убит, а другой спасся, нашел способ бежать.
Шведы взорвали на воздух оба фрегата и возвратились в Готенбург. Царь Петр тотчас вслед за этим поспешил в Архангельск, одарил деньгами, а также из собственной одежды рыбака, который с опасностью для жизни посадил на мель шведские корабли.
А.Фриксель, шведский историк, XIX век
О почитании Царя
Простой народ презирает все иностранное, а все свое считает превосходным.
Русские ставят своего Царя весьма высоко, упоминают его имя во время собраний с величайшим почтением.
С малых лет они внушают своим детям, чтобы они почитали его. Поэтому часто говорят: «Про то знают Бог да Великий Князь».
Адам Олеарий (1599-1671), немецкий ученый и путешественник
•••
Единственная цель, к которой единодушно стремятся русские, — это исключительно слава Царя и его благосостояние.
Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, XVII век
•••
Считая верность Государю в такой же степени обязательной, как и верность Богу, они превозносят похвалами тех людей, которые до последнего вздоха сохранили присягу своему князю.
Гейденштейн (1556-1620), польский историк
•••
Каждый из подданных Царя почитает для себя счастливейшим пожертвовать за него жизнью и кровью, уже не говоря об имуществе. Они видят в нем исполнителя Воли Божественной и потому без ропота исполняют все его повеления. Посылаемым за пределы государства приказывают везде тщательно поддерживать Царское достоинство и величие.
Иоанн Кобенцель, австрийский дипломат, XVI век
•••
Когда опечаленный народ увидел похоронное шествие (погре**ние Царя Алексея Михайловича Тишайшего), то раздались такие ужасные, исполненные всенародной скорби вопли, что, казалось, уши раздирает какой-то пронзительный звон колоколов. Воистину они оплакивали его вполне искренно и заслуженно, ибо никогда еще не было у них столь благочестивого и милостивого Государя. В том и заключается счастье добрых Государей, что им слезами и стенаниями подданных воздвигается памятник пышнее всякого надгробия.
Рейтенфельс
О вере и благочестии
...Во время молебна раскрылись Царские врата, за которыми видны были священники в золотом облачении, на котором величественно выделялись их серебристо-белые бороды. У некоторых они ниспадали до пояса. Все присутствующие были так же блестящи, как священнослужители. Этот двор великолепен! Я с удивлением смотрел, как здесь почитали Господа, со всем этим блеском и со всеми этими сокровищами.
А.Кюстин (1790-1857), французский писатель
•••
По всей Руси в обычае, чтобы в комнате, в углу, обращенном к свету, непременно висело по одному или несколько образов, на которые входящий, не обращая внимания на присутствующих, как бы знатны они ни были, три раза крестится и кланяется, и тогда уж приветствует и кланяется сперва почетнейшему из находящихся в комнате, затем остальным, каждому особо.
Юль, датский посол в России, XVIIIв.
•••
Крестьяне стали выражать неудовольствие, что они более не в состоянии служить у полковницы Лесли: она им в постные дни, в противность русской вере, дает мясо, трудной работой удерживает их от хождения в церковь, бьет и, что отвратительней всего, взяла икону со стены и бросила в пылающую печь, где она и сгорела. Перед русскими последнее обвинение было великим и страшным.
Армфельдт, шведский дипломат
•••
Во время осмотра монастыря больше всего поразила меня набожность моего проводника. С необыкновенным жаром прикладывался он лбом и губами ко всем предметам, выставленным на почитание верующим. Кончилось тем, что он предложил мне последовать его примеру и облобызать мощи святого. Раз пятьдесят он успел перекреститься и перецеловать двадцать с лишним икон и прочих реликвий. У нас ни одному мона** не пришло бы в голову проделать такое количество земных поклонов, крестных знамений, сколько их умудрился сделать этот русский князь, бывший адъютант Императора Александра.
А.Кюстин
•••
На следующий день Суворов пригласил меня обедать. Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю, а потом взял музыкальные ноты, которые долго вполголоса напевал. Походная церковь у него была совершенно устроена. Меня уверяли, что в ней ничего не недоставало и что все возилось на шести лошадях. Это единственный обоз у князя-генералиссимуса.
Армфельдт
•••
Благой обычай и счастье народное — соблюдать святые бдения, обязательно бывать при святой литургии, мало спать, рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постов. Это — наиглавнейшая причина сохранности русского королевства. Это действительно истинная и высшая твердыня.
Юрий Крижанич (1618-1683), хорватский бытописатель
Источник: http://crazy.werd.ru/
|