Любознайка Четверг, 25.04.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2013 » Март » 14 » Японские сады и их философия
18:56
Японские сады и их философия
89156808_ya02


Японские сады это одно из характерных творений национального гения, ставшие важной страницей великой Книги Искусства человечества. Почему именно облик японского сада так легко сопоставляется с формами современной архитектуры и встречается сегодня на всех континентах?

Искусство японских садов — в первую очередь повествование о природе, ее гармонии, законах и порядке. Но в нем, также, раскрывается и сложный внутренний мир человека с напряженной жизнью духа и вечными поисками истины. Для европейца, воспитанного в традиции западной цивилизации, в японских садах открываются новые грани отношения людей к окружающей среде и к себе, своим ценностям и идеалам.

[]

89156808_ya02


Гармония дома и сада.

При традиционном рассмотрении картины, скульптуры, или архитектурного объекта никогда не возникает сомнения в том, они есть результат деятельности человека, плод его фантазии, вдохновения и таланта. Художник японского сада всегда выступает как бы в соавторстве с природой, не только используя для произведения натуральные мхи, деревья, но, как правило, и видя задачу в том, чтобы сад казался частью природной среды, органично сливаясь с ней. В этом состоит одна из главных особенностей восприятия данного вида искусства, ибо оно существует на границе искусства и природы. В то же время, каждый сад — результат напряженного усилия, серьезной духовной работы и глубоких размышлений.


89156808_ya02


Гармония сада и природного окружения.

Японское искусство садов возникло не только из любви к природе и восхищения ее красотой, но в виду ощущения сопричастности к ней. Еще в глубокой древности обожествление гор и деревьев, источников и водопадов стало основой религиозных верований, получивших впоследствии название синтоизма. Поклонение природе выработало к ней особое уважение и пристальное внимание. Человек ощущал себя частью великого космоса, где все занимает свое место и выполняет определенное предназначение. Согласно верованиям древних японцев, сохранившимся и в эпоху средневековья, окружающий мир считался живым и чувствующим, а его создания представлялись высшей ценностью, становились идеалом прекрасного. Постижение закономерностей жизни природы, ее ритмов и изменчивости было целью размышлений человека, смыслом существования. Поэтому, в японской культуре не могло возникнуть идеи покорения природы и, тем более, противостояния ей. Напротив, главным был поиск гармонии с миром, воспринимаемой как главное условие внутренней гармонии человека.


89156808_ya02


Поиск гармонии с миром.

Чтобы выразить понимание окружающего, создать образ мироздания, художник сада использовал материалы самой природы, но группировал, сопоставлял их так, чтобы через малое и единичное передать великие и всеобщее. Камни, кустарники, ручей олицетворяли величие гор, деревьев и бурлящих водных потоков, на площади в несколько квадратных метров разворачивалась драматическая картина противостояния стихий. Подобное творчество сочетало в себе: вдохновение и расчет, раскованную фантазию и владение языком символов. Расположенный под открытым небом сад всегда связан с естественным окружением: сменой дня и ночи, солнечных дней и непогоды, чередованием времен года. В каждый следующий миг он другой, и наиболее искусные мастера строили сад «четырех времен года», выявляя особенности каждого сезона. Для полноты эмоционального воздействия они использовали и мерный шум искусственного водопада, и музыку капель дождя, падающего на специально высаженные растения с широкими листьями. Художники учитывали то, как будет отражаться в пруду полная осенняя луна и как изменятся камни, когда выпадет снег. Их палитрой были краски природы, и они кропотливо учились пользоваться ими, передавая опыт из поколения в поколение.


89156808_ya02


Выбор цвета и композиции.

В композиции сада камни, песок, водоем не просто камни, песок, водоем, они имеют еще и символический смысл, изображают нечто большее и значительное. Подобно тому, как слова в поэзии, свойственные обыденной речи, организуются ритмически, выстраиваются в строфы и получают при этом более емкий смысл, так и формы в культуре садов, созданные природой, лишь под рукой художника становятся высоким искусством. Несмотря на то, что многие композиции выполнялись определенными авторами, в целом это искусство типологическое, то есть каждое новое произведение, отличаясь от других в конкретных деталях, строилось по каноническим правилам. Видоизменения были связаны лишь с исторической эволюцией всей японской культуры, сменой философских и религиозных представлений, развитием архитектуры.


89156808_ya02


Сады, создававшиеся у дворцов аристократии, существенно отличались от садов в буддийских монастырях. Сад с прудом, по которому можно кататься на лодке, был распланирован иначе, чем предназначенный только для созерцания с веранды храма или дома. Ландшафтный сад, где учитывался каждый поворот дорожки, открывая взору новый вид, подразумевал иные приемы построения, чем миниатюрный «пейзаж на подносе», помещенный в интерьере дома. Так, садовое искусство Японии от века к веку менялось, но сохраняло при этом свои основные законы.


89156808_ya02


В культуре народов Дальнего Востока для объяснения мироздания была принята так называемая система инь-ян, впервые изложенная в древнекитайской «Книге Перемен». Это – учение о постоянном взаимодействии в природе двух противоположных начал: пассивного, темного, женского начала — инь и активного, светлого, мужского начала — ян. В средневековый период система инь-ян была основой многих философских учений, а также отразилась в практике искусства, в том числе и садов. Вне зависимости от конкретного замысла художника, композиция сада, как правило, содержала два основных компонента: это инь-ян сада, его «кровь» и его «скелет» — вода и камни. Вода могла быть натуральной или символизировалась песком и галькой. Камни, за редким исключением, присутствовали всегда.


89156808_ya02


Гармония воды, камней и растений в саду.

Сутэ-иси — искусство расстановки камней — считалось главным в работе художника. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также в соответствии с общим характером сада, его стилем. По форме они делились на пять основных групп: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый. В руководствах рекомендовали отобранные камни тщательно рассмотреть, отыскать в каждом его «лицо», его «позу»: «Среди камней – одни убегают, другие преследуют, одни прислоняются, другие — поддерживают, смотрят вверх и смотрят вниз, лежат или стоят». Задача художника состояла в том, чтобы поняв возможности каждого камня сгруппировать их наиболее выразительно.


89156808_ya02


Вода — второй важнейший компонент сада. И устройству водоема, его форме, направлению течения, если это ручей, придавалось большое значение. Водоем мог иметь песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Одной из любимых деталей композиции был водопад. Место для него выбиралось особенно тщательно: вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. В руководствах указывались многочисленные типы водопадов, островов, мостиков, дорожек, изгородей.


89156808_ya02


Тщательность подбора растений в японских садах.

Большое внимание уделялось подбору растений, их форме, изменению окраски листвы осенью, цвету зелени весной и летом. Самой любимой в саду была сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывалось вишне — сакуре и дикой сливе, а из кустарников — камелии, азалии и хаги. При высаживании растений учитывали их масштабное соотношение с водоемом, камнями, цветовую согласованность друг с другом, мхами и травами. Японские садоводы достигли необыкновенного мастерства в пересадке растений, выращивании деревьев с нужной величиной и формой кроны.


89156808_ya02


Подобно тому как европейское средневековое искусство было связано с христианской религией, японская культура связана с буддизмом. В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская секта дзэн («созерцание») — учение, где основные идеи, зародившиеся в Индии, соединялись с некоторыми принципами китайской философии, а также элементами древнеяпонской религии синтоизма. Основное внимание дзэн было направлено на природу, в понятие которой включался не только окружающий мир, но и внутренняя природа человека. В учении утверждалось, что для передачи скрытой сути вещей и явлений непригодны слова и понятия, что путь к истине — в интуиции, в созерцании природы или ее образов в искусстве. Метафора, символ важнее цепи логических рассуждений, а миг переживания красоты может стать моментом «озарения», соприкосновения с истиной. Поэтому учение дзэн придавало особенно большое значение искусству, а дзэнские монастыри стали центрами средневековой культуры, где процветали поэзия, каллиграфия, живопись, искусство садов.


89156808_ya02

Вид из дома на садовую дорожку.

Дзэнские сады создавались как «модель мироздания», их главной задачей было найти наиболее лаконичные формы для выражения самых общих мировоззренческих концепций своего времени. В этом они близки монохромным пейзажам, где живописец стремился не просто изобразить вид какой либо местности, но воплотить основные силы природы, передать ее движение, гармонию. В пейзаже грандиозность мира ощущалась благодаря сопоставлению уходящих в бесконечность далей и гор, скал, деревьев на переднем плане картины. В садах та же задача решалась художником, когда он искал точную композицию камней, кустарников, мхов. Засыпанная галькой площадка подобна белому полю бумаги, а расположенные на ней объемы напоминали пятна и линии туши, оставленные кистью живописца.


89156808_ya02


Эволюция образного смысла садов и их стиля зависела от того, в какую архитектурно-пространственную систему они включались. В X—XII веках сад подчинялся архитектурной форме дворца и был ориентирован на запросы его обитателей — аристократического сословия. В XIII—XV столетиях сад, являвшийся частью монастырского комплекса, получил иное предназначение. Светские сады позднего средневековья (XVII—XIX века) напоминали обширные парки, в них были черты и дворцовых и храмовых садов, а также – чайных садов, связанных с распространением чайной церемонии.

 

Полосатые камни у монастырской стены.

Искусство садов, как важная часть культуры, философии и религии сохранилось до нашего времени. Их широкой распространенности способствует и сложившаяся архитектурная форма жилого дома, необходимой частью которого они являлись. В условиях тесной городской застройки и дефицита земли даже крошечный сад у дома отвечает потребности японцев в соприкосновении с миром природы. Поэтому, и современные архитекторы не могут обойтись без сада как метафоры природы, без согласия с которой невозможна жизнь человека.

89156808_ya02

                           http://webdiscover.ru



Просмотров: 427 | Добавил: Татьяна | Теги: Красиво. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024