Любознайка Пятница, 29.03.2024, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Ремонт.дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2016 » Сентябрь » 11 » Как тогда носили
20:42
Как тогда носили

От самого начала человеческого мира, от первых дошедших до нас проблесков его культуры мода в ней прочно заняла свое место. Даже в каменном веке находили люди время украсить себя, создать образ, заставить других обращать на себя внимание.

[]

Но если о столь древних формах костюма мы можем судить, в основном, лишь по украшениям и аксессуарам, то о традиционной русской одежде охотнее всего рассказывает полотно. Именно в нём находили удивительное сотворчество человека и высших сил, вверивших пряхам и ткачихам некоторую часть своей власти. Женская традиционная одежда русских – удивительное равновесие плечевой и поясной одежды, выбеленной и крашеной, шерстяной и из растительных волокон.

Длинное

мода_9

Будто бы земная тяга удлинила всё сразу: подол, рукава, кисти пояса, волосы, платок… Притянув к себе женскую фигуру, почва становилась как бы продолжением её, возникал безмолвный договор, единое понятие о плодородии всего сущего и человека как неотделимой части природы. Длинное ассоциировалось со змеями, травами, глубокой преемственностью жизни. В нём содержится и хтоническая холодная жуть, и изящная красота, патриархальная ограниченность, и праздное великолепие. Длинное принято считать неудобным, однако именно эта форма женской одежды в большинстве стран мира, как единственно возможная, продержалась вплоть до XX века. Секрет содержится в умении носить, ведь понёвы и повседневные сарафаны были рассчитаны на то, чтобы их можно было подоткнуть за пояс, рубаху поддёрнуть вверх, узкие длинные рукава зафиксировать на запястьях, длинные волосы собрать проще, чем укладывать короткие, долгополые шерстяные юбки и шубы собирают больше тепла.

Единое, разъятое

мода_3

Понятия «замкнутое» и «разомкнутое» составляли особую мистическую пару. Всё замкнутое считалось оберегом – гайтан, пояс, подол, свою очередь, разомкнутое открывало путь иным силам, когда это было необходимо. Остерегались размыкать без надобности ворот и манжеты сорочек, делая их такими, чтобы голова и кисти рук свободно проходили без помощи застёжек. Если приходилось шить из множества деталей, то швы, как и концы одежды, часто старательно украшались, кое-где нить могла соединять фрагменты ткани, не пришивая их друг на друга, а как бы, лишь притягивая встык. Это удивительно анатомический приём, ведь так соединяются между собой кости животных и человека, то есть, одежда становилась не только второй кожей, но и вторым организмом, аватаром той или иной личности. Не зря, очеловечивая чучелко Масленицы, весеннего деревца или Костромы их наряжали по-женски.

Украшенное

мода_15

Эстетика и необходимость тоже были почти неразделимыми понятиями. Красное и чёрное, иногда ещё золотое и лазоревое давало отдых глазам от серебристого дерева домов, буйной летней зелени и бескрайних белых снегов. Когда глазу есть, за что зацепиться, злой умысел бессилен. Он рассеивается где-то в пестрядинных клетках, задевает за тканые или вышитые ромбы с крючками, не в силах вылезти из раскинувших иглы обережных «репьёв», сгорает в жаре тканых огненных крестов. Но не только цветная одежда защищала свою хозяйку и подчёркивала её статус. Мерёжки, строки, игольное кружево и вышивка белым по белому – пример самого пристального внимания даже к тем предметам одежды, которых вовсе никогда никому не видно, кроме самой владелицы и её родственников. Сам факт дополнительной обработки ткани вводил её в контур рукотворного, человеческого, близкого, домашнего, лишённого непредсказуемой силы. Вкладывать такой труд в сокрытое – разве не любовь к своей сути?

Многоликое

мода_1

Стремление менять свой образ – типично женская черта. В ней заключено сказочное очарование внезапных превращений, оборотничества, мимикрии. Имитации в головных уборах коровьих рогов, птичьих крыльев и хохолков принято считать отголосками тотемизма. Скидывая передник с рукавами, показывали грудку сарафана и рукава сорочки, складывая сзади острым углом вниз полы понёвы, открывали богато отделанный подол и формировали сзади то ли сорочий хвост, то ли своеобразный турнюр. В головных уборах насчитывалось с десяток отдельных съёмных элементов, нижние из них можно было носить и дома, верхние – по праздникам. В последнее время в моду вошли женские палантины, из которых можно соорудить всё, что угодно, от стильно повязанного шарфа до удобного капюшона, платья-трансформеры вовсе стали классикой, а тем временем, многофункциональная одежда имеет гораздо более глубокие корни, чем принято думать.

Статусное

мода_12

Гардероб среднестатистической русской крестьянки, в отличие от навязанных в советских учебниках паттернов серости и убожества, удивительно объёмен. В нём и первая, перешитая из материнской, несуразная одёжка, и яркие наряды девичьей поры, печальный лебединый убор невесты, богатый, тяжёлый от дорогой отделки костюм статной молодухи первых лет, удобное платье хозяйки и матери, горевая сряда вдовы, и наконец, приготовленный ещё в юности, смертный узел. Своя одежда была и для горя, и для радости, она давала путь тому, что нельзя высказать никакими словами. Она могла быть символом ожидания, знаком солидарности, могла выражать покорность или независимость, просьбу держать дистанцию или приглашение к знакомству. Нередко определённому комплекту приписывались особые магические свойства. К примеру, северная рубаха «рыболовка», на которой вышивались сети и разнообразные ячейки, предназначалась сугубо для промысла, обеспечивала удачу и безопасность в этом деле.

Заглядывая в прошлое, можно почерпнуть массу идей, чтобы, используя технологии настоящего и будущего, создать мощный, индивидуальный женский образ вне тенденций, не обесцвеченный массовой культурой, не стеснённый рамками мнимого удобства, одновременно поразительно консервативный, несомненно национальный, проработанный до мелочей. Частичное возвращение к исконной женственности не по форме, а по сути имеет шанс стать новой общественной идеей. Тем, что женщины могут всё, сегодня никого не удивишь, но быть снаружи и изнутри частью истории, преемницей многих поколений – ещё один вектор личного роста, способ самоутверждения, встреча с незнакомой, потаённой, но реальной собой.

 

                             http://cyrillitsa.ru/past/18480-kak-togda-nosili.html

 

Просмотров: 272 | Добавил: Татьяна | Теги: По Руси. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Сентябрь 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024