Традиции наших предков
Конечно
же, прежде всего расчёски, гребни и гребешки нужны были нашим предкам
для расчёсывания волос. Но для древних славян гребень был не только
предметом гигиены. Например, он воспринимался в качестве женского и
эротического символа, а также был атрибутом русалок, богинок и т.д. И
даже больше: относился к предметам-апотропеям, то есть магическим и, в
частности, обережным. [] Он соотносился с магией волос, будто бы
обладал силой предотвратить колдовство, сглаз и порчу. Однако при этом
считалось, что гребень может не только защитить, но и навредить,
передавая злые намерения от ведьмы к жертве. Отголоски подобного
отношения можно прочитать в сказках. Так, «колдунья воткнула гребень в
голову Финисту Ясному Соколу, и он уснул мертвым сном»…
Но
изначально символика пластинки с зубьями была связана с лучами солнца и
струями дождя. Правда, некоторые авторы (в частности, Шнайдер) добавляют
к этому связь с символикой лодки, но это слишком сложный вопрос для
того, чтобы однозначно принять подобную точку зрения.
Именно в
силу не исключительно бытового, а магического и обережного
предназначения гребень использовался в большом количестве обрядовых
действ, которые сопровождали как торжественные, знаковые моменты, так и
повседневную жизнь наших предков. Каких же именно?
Родины и крестины
Здесь
учитывался аспект женского символа. Новорожденным девочкам пуповину
перерезали через гребень. Предполагалось, что в этом случае она в
будущем станет хорошей пряхой, что весьма ценно для крестьянского быта.
На крестинах бабка передавала малышку куме через гребень, а не через
порог, как это было полагалось делать с мальчиками, а кумовья, выходя из
дома, должны были наступить правой ногой на гребень.
Девичьи гаданья
Красны
девицы, ложась спать, клали гребень под подушку со словами «суженый,
ряженый, приходи голову чесать» и ожидали увидеть его во сне. А если
страдали от неразделенной любви или пребывали в разлуке с возлюбленным,
то причитали: «Волос-волосок, гребень-гребешок, милому внушите мою
любовь. День за день, ночь за ночь, пусть меня вспоминает и по мне
скучает, а вскоре вновь привечает».
Свадьба
Подружки
невесты, распустив ее косы, расчесывали гребнем волосы. Это означало их
прощание с ней в девичестве, ведь в замужестве ее волосы будут спрятаны
под головным убором. На свадьбе бросали гребень через порог для защиты
новобрачных от нечистой силы. Невесте дарили на счастье гребень с семью
зубьями и изображением двух коньков (но не везде, поскольку в некоторых
местах, например, на Псковщине, в древние времена замужних женщин
обривали наголо).
Но если недобрый человек хотел
воспрепятствовать семейному счастью, то делал «свадебную отсушку»:
тайком ставил два чесальных гребня по обе стороны дороги, а когда по ней
проходили молодые, соединял. Это считалось верным средством для того,
чтобы муж и жена либо всю жизнь ссорились, либо расстались.
Похороны
В
некоторых регионах гребень ставили над умершим и зажигали на нем свечи,
чтобы защитить дом в случае, если он станет упырем. Обряжая покойника,
его расчесывали, и гребень, использованный для этого, подлежал удалению
из «живого» пространства. В разных местностях использовались свои
способы.
Его могли положить в гроб вместе с остриженными
волосами, предварительно отломив столько зубьев, сколько жильцов
остается в доме. Эти зубья помещали либо в загон для скота, либо клали
на ветку яблони. Другой способ был направлен на то, «чтобы смерть
поскорее уплыла», а потому гребень кидали в реку. В иных местах его,
переломив, сжигали или поручали тем, кто обмывал умершего, выбросить в
такое место, где никто не ходит и т.д.
Зажиточность
Гребень
клали в мешок с посевным материалом или помешивали им семена перед
посевом, чтобы урожай был «частым», как его зубья; вычесанную у овец
шерсть бросали в овечий загон, чтобы шерсть к стрижке была гуще.
Защита от волков
Один
из ритуалов был аналогичен «свадебной отсушке»: скот прогоняли между
двумя гребнями, а потом их соединяли и вывешивали над входом в хлев.
Другой способ заключался в том, что под Сочельник два гребня соединялись
зубьями («запирая пасть волку») и до Крещения женщины не должны были к
ним прикасаться. Два гребня соединяли и в том случае, если скот терялся.
Целительство
Женским гребнем расчесывали
волосы заболевшему человеку или домашнему животному (например, корове) и
забрасывали его на грушу либо яблоню (на 1 – 2 недели), потом
доставали, расчесывали вновь больного и мыли. При этом предпочтителен
был гребень с семью зубьями. На Святки гребень выносили из дома, это
считалось защитой хозяина и домочадцев от змей, а скот – от болезней.
Защита от колдовства
Для
опознания ведьмы тоже делали «отсушку» с двумя гребнями. Если
подозреваемая действительно была колдуньей, она просто не могла явиться с
просьбой разъединить, потому что в соединенном положении они причиняли
ей невыносимую боль. А при опасении преследования путники бросали
гребень позади себя.
Во скольких сказках так поступали герои, а
чаще – героини, и за ними вырастал непроходимый лес! А знаете, почему?
Гребень, олицетворявший лес, был символом опасности (лес ведь считался
опасным местом). Брошенный назад, он оставлял эту опасность позади.
Правила обращения
Нам
сейчас может показаться забавным, но в старину в народе вновь купленным
гребнем сначала расчесывали собаку (позднее – кота) или… свинью.
Предполагалось, что после этого зубья дольше не поломаются, так как
«скинется зло». Кроме того, гребень ни в коем случае нельзя было держать
на виду и даже при пользовании класть на стол, на окно, квашню или
кадку (а то «ангел не сядет»). Сразу после причесывания его нужно было
положить в укромное место.
Вот ведь как!
|