Хотя основание храма Артемиды (Артемсиона) относится к седьмому
столетию до нашей эры, само здание было построено в 550 г. до н.э.
Строительство было субсидировано королем Лидианом Кросусом, а проект был
разработан греческим архитектором Херсифоном. Здание было украшено
бронзовыми статуями, сотворёнными такими скульпторами, как Фидий,
Поликлетис, Кресилус и Фрадмон.
Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева,
обнесенное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об
украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма. Он был
возведен на болотистой почве, и необычность выбора места объяснялась
стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых
землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая
болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а для того,
чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено
заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.
Храм служил в качестве рынка и религиозного учреждения. Довольно долго
святилище посещалось торговцами, туристами, ремесленники, и королями,
которые приносили дары богине. Во время одной из осад жители Эфеса
протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в
неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в
нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены.
Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение
богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в
«Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности
Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в
Элиде.
21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня
малоазийских греков, был сожжен. Храм поджег честолюбивый, мечтавший
прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат.
С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не
совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или
предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно
представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон.
Поэтому, я думаю, нужно рассказать о двух храмах, двух зодчих и одном
преступнике.
Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания
приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений,
и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не
жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы,
тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и
государств участвовать в столь солидном предприятии. Плиний в своем
описании храма, сделанном, правда, через несколько столетий после его
постройки, говорит, в частности: "...его окружают сто двадцать семь
колонн, подаренных таким же количеством царей". Вряд ли нашлось столько
благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что
строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По
крайней мере богатейший из деспотов - Крез, царь Лидии, внёс щедрую
лепту.
В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона.
Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься
архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было
смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон
рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих
землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не
погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили
смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров.
Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила
долговечность храму. Правда, не этому, а другому...
Строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть
сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые
приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь
неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему
доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали
строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл
гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические
стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам
оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за
упряжками из десятков пар быков.
Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему
приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все
усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Нервы
архитектора после нескольких лет труда, борьбы с недобросовестными
подрядчиками, отцами города, толпами туристов и завистливыми коллегами
были на пределе. Он решил, что эта балка - последняя капля, и начал
готовиться к самоубийству. Артемиде пришлось принять срочные меры: Утром
к запершемуся в "прорабской" архитектору прибежали горожане с криками,
что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.
Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти
функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот
скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен
примерно в 450 году до нашей эры.
Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и
картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не
верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его
резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую
Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё,
что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.
Источники: http://www.newsinfo.ru/
http://moikompas.ru/