Земля у древних славян пользовалась особым почитанием, она
олицетворялась в образе женского божества плодородия. Ее называли
«кормилицей», «матерью» («мать сыра земля»). Земледельцы, прежде чем
начать пахоту, кланялись земле, обращались к ней, как к живому существу,
с просьбой об урожае. Запрещалось бить землю палкой или чем-нибудь
иным, плевать на нее. Считалось, что земля не терпит неправды, наказывая
засухой, неурожаем за клятвопреступления, за ложь и обман. []
Совершивший убийство должен был просить прощения у
земли, т.к. она, как мать убитого, может простить убийцу. Широкое
распространение имел обычай клятвы землей, целование земли. Д.С. Лихачев
отмечает, что «на вере в землю, на уважении к земле строилось
земледелие и военное дело, многие этические представления».
Наиболее раннее свидетельство о поклонении земле у восточных славян
«видят» в русской вставке в полемическую статью против латинян,
внесенную в летопись в конце XI в. (читается под 988 г.): «Паки же и
землю глаголють материю. Да аще им есть земля мати, то отець им есть
небо, искони бо створи бог небо, также землю».
Н.А. Бердяев подчеркивает такую особенность русской культуры,
национального русского самосознания, как «мистика земли», своего рода
национально-природный колорит русского народа. «У русских, -писал он, -
иное чувство земли, и сама земля иная, чем у Запада. Русским чужда
мистика расы и крови, но очень близка мистика земли».
По мнению Л. Лебедева, почитание русскими «матери-земли» -отнюдь не
наивность, а свидетельство высокого уровня развития сознания.
http://rodonews.ru/
|