Любознайка Суббота, 19.08.2017, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. Мифыи легенды. история.

Форма входа

Поиск

Главная » 2017 » Март » 7 » Параболы Черановского
17:37
Параболы Черановского

Для всех нас вполне привычны самолеты с крыльями, фюзеляжем и хвостовым оперением. Однако если разобраться, подъемную силу аппарата создает только крыло. Все остальное нужно лишь для того, чтобы обеспечить управляемость самолета, для размещения людей и грузов. И вот в свое время у конструкторов возникла мысль, что неплохо было бы освободить самолет от «лишних» частей, превратить его в «бесхвостку». Это уменьшило бы вес машины и сопротивление воздуха.

[]

Авиаконструктор-художник

 

Первые успешно летавшие бесхвостые самолеты появились в Англии. Затем подобные машины были построены во Франции и Америке. На одной из «бесхвосток» французский летчик Феликс в 1913 году перелетел из Англии во Францию и принял участие в авиационных состязаниях. Для демонстрации устойчивости необыкновенной машины он на глазах изумленных зрителей оставил управление, выбрался из кабины летящего самолета и... прошелся по крылу.
 

Параболы Черановского
Борис Черановский - пионер в создании бесхвостых самолетов

В нашей стране бесхвостыми самолетами первым занялся авиаконструктор Борис Иванович Черановский, по профессии художник и скульптор. В 20-е годы XX века он увлекся авиацией и создал много самолетов, один удивительнее другого. В 1924-1927 годах Черановский учился в Военно-воздушной академии, и конструктором был, что называется, от бога. Художественный талант лишь помогал ему в конструировании.

Борис Иванович, в отличиє от других авиаконструкторов, его современников, своего конструкторского бюро не имел. Он работал один или с небольшим числом помощников. Да иначе и быть не могло, учитывая на редкость трудный характер Черановского. Ужиться с ним мало кто мог. Необычайно одаренный, заглядывавший далеко вперед, он не терпел возражений. Советы со стороны казались ему лишними и только раздражали конструктора. Поссориться и разорвать отношения с хорошими знакомыми - это у него случалось не раз.

Один из биографов Черановского справедливо писал: «Работать в коллективе он не мог. Но по своей работоспособности сам был равен коллективу».

 

«Парабола»

В конце лета 1924 года в Крыму состоялись Всесоюзные планерные Испытания, или, по-другому, Всесоюзный слет планеристов, второй по счету. Под щедрым крымским солнцем на склоне горы Узун-Сырт, близ знаменитого поселка Коктебель, выстроились планеры, доставленные сюда из разных городов. Каждый аппарат чем-то отличался от других. Но самым оригинальным был, несомненно, планер Черановского.

Он состоял только из крыла, причем крыла диковинного, похожего на половину диска. Говоря точнее, передняя кромка его очерчивалась по кривой, называемой в математике параболой. Это имя Черановский и дал своему планеру - «Парабола». Но планеристы быстро окрестили его иначе - «Полблина».

 

Параболы Черановского
БИЧ-2

Планер был не только «бесхвосткой», но и первым в мире «летающим крылом», поскольку все в нем размещалось внутри, как в фюзеляже обычного планера или самолета. Крыло заменяло собой фюзеляж - было объемным, с целиком «упрятанным» в нем пилотом (снаружи виднелась лишь голова).

Испытывал «Параболу» (или БИЧ-2 -по первым буквам имени, отчества и фамилии конструктора) Борис Кудрин, впоследствии очень известный летчик, специалист по испытаниям всяких диковинных летательных аппаратов. Он совершил тогда в Крыму на «крыле» Черановского 27 успешных полетов. Иначе говоря, первый блин комом не вышел. Черановский убедился, что можно идти дальше, строить уже не планер, а настоящий самолет, «летающее крыло» с мотором.

«Через два года, - вспоминал Кудрин, - Борис Иванович снова обратился ко мне. На этот раз с предложением испытать его первый самолет - «Параболу» БИЧ-3».

 

Параболы Черановского
БИЧ-3

 

Строптивый БИЧ-3

Строили этот самолет, точнее сказать, небольшой самолетик, в мастерских Московского кустарно-промышленного техникума на средства Общества друзей воздушного флота (было тогда такое).

Крыло БИЧ-3 также имело форму «полблина». На его задней, ровной кромке находились приборы управления. У самолета было только одно колесо, поэтому на земле БИЧ-3 стоял, накренившись набок, опираясь крылом на специальный костылек. По устройству самолет во многом напоминал своего предшественника - планер, испытанный в Крыму. «Мы были уверены тогда, - рассказывал Борис Кудрин, - что все, проверенное на планере, будет годиться и для самолета. Однако в действительности это оказалось далеко не так».

При первой же попытке взлететь самолет резко развернулся вокруг опорного костылька, словно ножка циркуля. И это повторялось затем из раза в раз. Взлетать БИЧ-3 не хотел.

На планере-то подниматься в воздух было легко. Во время короткого разбега кто-нибудь, чаще сам конструктор. бежал рядом, поддерживая планер за крыло. Метров через 10 аппарат отрывался от летного поля. Произвести такое же с самолетом было нереально.

Как же взлетать? Неужели прекращать испытания? «В нашем представлении конструкция огромного бесхвостого самолета-»крыла» являлась самой совершенной, - вспоминал летчик-испытатель. - Наша фантазия рисовала тысячи таких самолетов, бороздящих небо в недалеком будущем. Нет, отказываться невозможно!»

Испытания продолжались, и в конце концов самолет был «укрощен». «Позже я много раз поднимался в воздух на этом летающем «крыле»«, - рассказывал Кудрин.

 

Бомбардировщик-крыло»

А неутомимого Черановского уже захватила мысль о создании новой, по-настоящему большой машины. Он приступил к разработке двухмоторного бомбардировщика, летающего «крыла» БИЧ-5, тоже параболической формы. По скорости и высотности самолет должен был превзойти построенный тогда бомбардировщик Туполева ТБ-1 обычной схемы.

Замысел встретил поддержку у военных, но все же сначала, для проверки, решили построить что-то типа крупной модели будущего бомбардировщика. Так в конце 1929 года появился двухместный самолет-»крыло» БИЧ-7. Он был гораздо больше предыдущего и весил свыше 800 килограммов.

Снова выяснилось, что «летающее крыло» - крепкий орешек. И этот самолет не сразу удалось освоить, хотя испытывали его лучшие пилоты. Только после многочисленных переделок он стал летать устойчиво, даже когда летчик позволял себе отпустить ручку управления.

Новый тип самолета давался трудно, конструктору приходилось немало работать, а летчикам - не раз рисковать в испытательных полетах. Особенно это проявилось при создании следующего «летающего крыла» - самолета БИЧ-14 (пусть читателя не смущает кажущаяся непоследовательность в нумерации самолетов Черановского. Промежуточные номера присваивались его планерам). Двухмоторный, пятиместный, он тоже служил «моделью» задуманного военного самолета.

Шел 1937 год, когда БИЧ-14 был поднят в воздух опытным летчиком-испытателем Петром Стефановским. И это едва не закончилось катастрофой.

 

Бесхвостый ракетоплан

Самолет оказался неустойчивым в полете и трудно управляемым. Разочарованный Стефановский решительно заявил: «Зря возимся. Толку не будет!» Летчик вспоминал: «Безропотность конструктора как рукой сняло. Заспорил невероятно и в заключение прибег к излюбленному приему: виноват Стефановский, он - консерватор, боится нового, на старье куда спокойнее летать. Под «спокойнее» явно подразумевалось «безопаснее». Взорвался и я». Испытания были прекращены, и бомбардировщик-»крыло» остался неосуществленной мечтой Бориса Ивановича. Но работу над бесхвостыми планерами он продолжал, и не без успеха. Теперь они поменяли форму, стали трапециевидными, в изготовлении более простыми. Сергей Павлович Королев - будущий Главный конструктор космических кораблей, а тогда специалист, делавший свои первые шаги в ракетной технике, - решил превратить планер БИЧ-11 в ракетоплан. В «крыле» можно было компактно разместить топливные баки и ракетный двигатель. Его огненная струя не угрожала бы хвостовому оперению, поскольку последнего не существовало.

Увы, тяжелейшей проблемой стал двигатель. Сделать его надежным никак не получалось. Так и не удалось переделать «летающее крыло» в ракетоплан.

 

Параболы Черановского
Параболы Черановского
БИЧ-26

Перед войной Черановский еще успел построить гоночный бесхвостый самолет БИЧ-21. Он развивал скорость более 300 километров в час, что для того времени было немало. Наверное, мог бы и больше, но вскоре началась война, и стало не до рекордов.

Да, не все самолеты Черановского получились удачными. Но идея оказалась все же верной. Подтверждением тому служат нынешние скоростные самолеты. Многие из них созданы именно по схеме «бесхвосток», а некоторые - и «летающих крыльев».

 

Геннадий Черненко


-------------------------------------------------------
Источник: Журнал "Тайны ХХ века" № 27 2011 г.

http://ynik.info/2017/01/28/paraboly_cheranovskogo.html

Просмотров: 11 | Добавил: Татьяна | Теги: оружие. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Март 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2017