Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда
распространилась мода не сауны, почти в каждом деревенском дворе или
дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от
души похлестать себя ароматным веничком.
История русской бани древняя, о ней упоминал еще летописец Нестор.
Естественно, что с русской баней сталкивались практически все
иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на
них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться –
в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут
себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со
стороны это выглядело как изощренное самоистязание.
[]
Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И
не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают
щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из
камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В
доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся
очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих
ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух,
притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с
них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о
русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.
В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию
посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его
поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком
для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из
прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на
бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин
закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают
себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают
в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими
травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз,
пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока
не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо
здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только
после этого они готовы».
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя
скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с
насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные
процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было
плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах,
щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или
чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство
путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская
заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед
свадьбой.
Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли
не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс,
посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что
«русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не
откушав затем за одним столом».
В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со
спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную
баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли
покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с
первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не
заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне
нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и
разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому
надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и
ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо
того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать,
окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже
голыми бегают взад и вперед не стесняясь».
Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или
совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только
небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения
выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же
только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях
мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в
крупных городах.
Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности
связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно
мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и
«девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе.
Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в
обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба
шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными.
Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что
Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не
ходят.
К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены
обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе
Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы
счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь
действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и
исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей
стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом,
почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда
помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий
выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех
стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных,
всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани
российские для пользы общества».
Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в
Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и
все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих
операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».
Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по
своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к
русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато
обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро
превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве
такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет
российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.
Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении
на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников.
Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, –
писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством,
никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом
вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани
стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже
издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих
писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала
миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу
тоже учила Россия.
«ШколаЖизни.ру»
|