Любознайка Суббота, 20.04.2024, 11:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2013 » Апрель » 14 » Подсознательное воспитание характера
13:36
Подсознательное воспитание характера


Автор: Андрей Малыгин

Каждому человеку известно, что он может изменить свой харак­тер, энергично подавляя одни наклонности и путём систематического упражнения воспитывая в себе другие, и конечно, многие из тех, кому попадутся в руки эти строки, знакомы с этими приёмами. Но только в последние годы стали распространяться в широкой публике сведения о том, что можно изменять, смягчать и совсем переделывать характер рассудительно пользуясь подсознательными способностями ума.

Слово "характер" происходит от древних терминов, означающих "отметить", "запечатлеть" и пр.; некоторые же учёные относят проис­хождение его к тому слову, которым вавилонские кирпичники обознача­ли клеймо: они ставили клеймо на каждый выделанный кирпич, и у каж­дого из них было своё клеймо. Эти сведения представляют интерес в связи с теми новейшими теориями воспитания характера, которые поя­вились в последних произведениях западных психологов. Но для йогов, учителей Востока, где применяли этот метод много столетий назад, воспитывая молодёжь, эти теории вовсе не новы. Йоги давно утвержда­ли, что характер, то есть сырой, грубый материал, получаемый нами при рождении, подлежит изменению и что у среднего человека он со временем меняется под влиянием внешних обстоятельств, а человек, обладающий мудростью, сам изменяет и воспитывает свой характер. Йо­ги изучают характер своих воспитанников и дают им советы, как иско­ренять нежелательные черты, и наоборот, развивать желательные.
[]
Основанием для йоги в деле воспитания характера служат удиви­тельные способности подсознательной плоскости ума. От изучающих Йо­гу вовсе не требуется, чтобы они муштровали себя, насилуя природу. Напротив, йоги говорят, что такие строгие приёмы противоречат целям природы, что лучший способ - подражать природе и постепенно разви­вать желательные черты с помощью сосредоточения на них силы воли и внимания. Искоренение же нежелательных черт совершается путём вос­питания в себе черт им противоположных. Если, например, ученик же­лает преодолеть чувство страха, ему советуют отнюдь не сосредотачи­вать внимания на этом чувстве с целью его искоренения, а напротив, мысленно уверять себя, что он вовсе не испытывает страха, и затем сосредоточить всё своё внимание на идеале смелости. По мере того, как смелость развивается в характере, страх постепенно из него ис­чезает. Положительное всегда берёт верх над отрицательным.

Весь секрет этого подсознательного метода воспитания заключа­ется в слове "идеал". Назидание сводится к тому, что можно достичь идеалов, обращая на них особенное внимание. В виде примера ученику говорят о розовом кусте, который будет расти и цвести тем роскош­нее, чем внимательнее за ним будут ухаживать, и наоборот. Идеал ка­кой-нибудь желательной черты характера - тот же, только умственный, розовый куст, который при заботливом за ним уходе будет расти и вы­пускать листья и цветы. Ученику поручают развить в себе какую-ни­будь менее значительную умственную черту, советуя подолгу мысленно останавливаться на ней, упражнять воображение и мысленно "видеть" себя уже обладателем желаемого качества. Ему дают мантрам, или "ут­верждение", чтобы он его повторял. Это для того, чтобы у него был центр, вокруг которого он мог бы создать идеал. Слова, употребляе­мые а таких случаях, обладают могучей силой при том, конечно, усло­вии, если произносящий их в то же время думает о значении этих слов и рисует в своём воображении качество, выраженное этими словами, а не повторяет их, как попугай.

Йоги воспитывают ученика постепенно, пока тот не приобретёт искусства сознательно направлять подсознательный ум в деле воспита­ния характера. Это искусство становится достоянием каждого - где бы он ни жил, на Востоке или на Западе - кто захочет заняться им. В сущности, почти все мы обладаем этим искусством и пользуемся им, хотя и бессознательно. Характер человека, в широком смысле, есть результат того рода мыслей, которые господствуют в его уме, и тех идеалов, которые он рисует в своём воображении. Кто постоянно дума­ет о себе, как о неудачнике, приниженном судьбой, тот очень склонен мысленно выращивать идеалы именно этого сорта, пока они не закаба­лят его окончательно и каждое его действие не будет клониться к объективированию этих мыслей. И наоборот, тот, кто носит в душе идеалы успеха и совершенствования, чувствует, что вся его умствен­ная природа как бы стремится к достижению результата - объективиро­ванию этих идеалов. То же самое происходит с каждым идеалом. Мыс­ленно развивая идеал ревности, мы очень склонны объективировать это чувство и бессознательно создавать условия, дающие материал для его питания. Но об этом вопросе мы будем специально говорить в следую­щем чтении. Это - одиннадцатое - чтение предназначено для выяснения того метода, с помощью которого люди могут вылепить свой характер в какую угодно форму, заменяя нежелательные черты желательными и превращая желательные идеалы в активные черты. Ум пластичен в руках у того, кто знает, как им управлять.

Сознавая как хорошие, так и слабые стороны своего характера, средний человек склонен смотреть на них, как на нечто вполне опре­делившееся и неизменяемое, по крайней мере в практическом смысле. По его мнению, он "такой, каким его создал Господь" - и делу конец. Он не понимает, что характер его меняется ежедневно при общении с другими лицами, внушению которых он подчиняется. Он не видит также, что он сам формирует свой характер, интересуясь известными вещами и допуская, чтобы его мысли останавливались на них. Он не сознаёт, что он сам себя творит из того сырого, грубого материала, который ему дан при рождении. Он творит себя или в отрицательном, или в по­ложительном смысле. В отрицательном - если допускает, чтобы другие влияли своими мыслями и идеалами на его характер, в положительном - если он сам работает над его воспитанием. Слабый человек поддаётся постороннему влиянию, сильный же берёт весь этот воспитательный процесс в свои руки.

И этот процесс так восхитительно прост, что значение его легко могут проглядеть многие, даже и ознакомившиеся с ним. Только прак­тика и добытые результаты могут дать понятие об этом удивительном процессе.

Изучающий Йогу очень рано на практике познаёт великое значение воспитания характера. У него, например, вкус разборчив: он ест одни кушанья и не ест других. Учитель советует ему развивать вкус к тем вещам, которые он не любит, и наоборот, развивать в себе отвращение к тем вещам, которые он любит. А для этого он должен представить в своём воображении желаемые условия и сказать, например: "Я терпеть не могу конфет; мне даже противно на них смотреть", а с другой сто­роны: "Я очень люблю всё кислое; для меня просто наслаждение есть кислое" и пр., стараясь в то же время представить себе, будто вкус сладких вещей отвратительный, а вкус кислых вещей - восхитительный. Некоторое время спустя он почувствует, что вкусы его изменились со­ответственно его желаниям и окончательно поменялись местами. Вот тут-то на деле ученик и познает всё значение этой теории и уже ни­когда не забудет этого урока.

Читатель может возразить против такой перетасовки вкусов. На это мы можем сказать, что учитель-йог затем советует ученику совсем отделаться от мысли, будто он не любит то или другое, и напротив, развивать в себе вкус ко всему здоровому съедобному; по теории йо­гов, отвращение к какой-нибудь здоровой пище следует отнести в вну­шению, сделанному субъекту ещё в детстве, или впечатлению, испытан­ному до рождения; ибо здоровую пищу природа наделила приятным вку­сом. Цель всего этого, однако, не культивирование вкуса, а упражне­ние ума и внедрение в ученика той истины, что его природа пластична для его "Я" и что он может вылепить из неё, что хочет, с помощью лишь сосредоточения и умственной практики. Читатель может сделать опыт над самим собой, если желает, и отделаться совершенно от отв­ращения к известной пище и пр., а при случае и от отвращения к ка­завшимся ранее неприятными работам и обязанностям, которые иногда поневоле приходится исполнять.

Принцип, лежащий в основании всей этой теории воспитания ха­рактера посредством подсознательного ума, тот, что "Я" - господин своего ума, и пластичный ум повинуется нашему "Я". "Я" индивидуума есть единственный реальный, постоянный, неизменяемый его принцип, между тем как ум и тело беспрерывно меняются, находятся в движении, растут и умирают. Подобно тому, как тело может развиваться и форми­роваться путём умственных упражнений, и ум также может развиваться и тренироваться, если придерживаться разумных методов.

Большинство людей смотрят на характер, как на принадлежащее человеку нечто совершенно определённое, чего нельзя ни изменить, ни переделать. А между тем, своими ежедневными поступками они доказы­вают, что в душе нисколько не верят этому, ибо словом, советом, одобрением или порицанием пытаются изменить и формировать характер окружающих.

Мы не будем здесь подробно рассматривать причины, влияющие на образование характера. Ограничимся простым перечислением их: 1) ре­зультат опытов, вынесенных из предыдущих жизней; 2) наследствен­ность; 3) среда; 4) внушение, исходящее от других лиц и 5) самовну­шение. Но что бы там ни влияло на образование характера, его можно изменить, смягчить, улучшить, сформировать с помощью методов, изло­женных в этом чтении и очень схожих с тем, который западные писате­ли называют "самовнушением".

Основной идеей самовнушения служит "хотение", чтобы изменения совершились в уме; хотению помогают испытанные умственные методы созидания идеалов или мысленных форм. Первое условие для изменений есть "желание", чтобы изменения произошли. Пока у человека не явит­ся такое желание, он не может заставить свою волю взяться за дело. Желание и воля близко соприкасаются. Воля не может ничего начать, пока она не вдохновлена желанием. Многие слово "желание" отождест­вляют с понятием о более низких наклонностях, но оно применимо и к высшим. Если человек борется с низкой наклонностью или желанием, это доказывает, что ему присуща более высокая наклонность или жела­ние. Многие желания суть ни что иное, как компромисс между двумя или несколькими противоречивыми желаниями - как бы некоторое сред­нее желание.

Пока человек не пожелает изменить свой характер, он шагу не сделает в этом направлении. И сила воли будет вложена им в дело пропорционально силе желания. В деле воспитания характера главную роль играет желание приступить к этой задаче. Если вы находите, что желание это не настолько велико, чтобы заставить вас проявить нас­тойчивость и энергию, необходимые для того, чтобы довести дело до успешного конца, то вы должны предварительно стараться возбудить в себе это желание. А достичь этого можно, настойчиво удерживая мысли на предмете, пока не явится желание. Этот способ довольно рискован­ный, в чём многим приходилось на себе убедиться к своему несчастью. Ведь можно возбудить в себе как хорошие, так и дурные желания. Мы поясним вам эту истину небольшим примером. Молодой человек, напри­мер, вовсе не желает предаваться излишествам разгульной жизни. Но вот ему приходится слышать или читать, что многие ведут такую жизнь, и он невольно мысленно останавливается на этом вопросе, рассматривает его со всех сторон и вообще занимает им своё вообра­жение. Некоторое время спустя он начинает чувствовать, что желание постепенно пускает ростки, и если он будет поливать их, то есть продолжать заниматься мысленно этим вопросом, то недолго ему при­дётся ждать пышного расцвета этого желания, которое он, конечно, попробует выразить в действии. Великая истина скрывается в словах поэта:

"Чудовищен с виду порок,

Увидишь - тотчас возненавидишь.

Но ближе вглядевшись в него,

Стерпишь, пожалеешь, а потом и обнимешь".

Многими безумными выходками и преступлениями люди обязаны именно этому взращиванию желания в своём уме, этой посадке растения, за­ботливому уходу за ним, словом - культивированию растущего желания. Мы сочли за необходимость сделать это предостережение - оно прольёт свет на то, что может быть вас беспокоит, и обратит ваше внимание на плевелы, которые вы взращивали заботливо в своём уме.

Помните, однако, что сила, тянущая человека вниз, может быть претворена в силу, ведущую вверх. Ведь одинаково легко взращивать как здоровые, так и нездоровые желания. Если вы сознаёте некоторые недочёты и недостатки вашего характера (а кто не сознаёт их в себе) и вместе с тем не чувствуете в себе достаточно желания, чтобы взяться за его переделку, вы должны прежде всего позаботиться о том, чтобы посеять семена желания, и затем заботливо ухаживать за растением. Вы должны представить в своём воображении все выгоды, сопряжённые с приобретением той черты характера, о которой вы меч­тали; должны беспрерывно возвращаться е этим мыслям и воображать, что вы уже обладаете желанием. И тогда вы почувствуете, что желание в вас растёт и вы вскоре "захотите" обладать этой чертой, и желание будет всё расти и расти. А когда желание достигнет известной силы, вы почувствуете и достаточный прилив силы воли для исполнения заду­манного. Воля следует за желанием. Взращивайте желание и вы всегда найдёте за ним волю, достаточную для его исполнения. Под давлением сильного желания люди совершали подвиги, граничащие с чудесным.

Если вас одолевают желания, которые вы находите вредными для себя, старайтесь отделаться от них измором и в то же время выращи­ванием противоположных желаний. Отказываясь думать о предосудитель­ных желаниях, вы отказываете им в умственной пище, которая собс­твенно и обусловливает их рост. Как можно погубить растение, отка­зывая ему в пище, почве и воде, так можно извести и предосудитель­ное желание, отказывая ему в умственной пище. Помните это, ибо это чрезвычайно важно. Не позволяйте вашему уму останавливаться на та­ких желаниях и решительной рукой отведите в сторону ваше внимание, а главным образом ваше воображение; отвлеките их от данного предме­та. Вначале это может потребовать проявления некоторой силы воли с вашей стороны, но чем дальше, тем будет легче, и каждая победа бу­дет доставлять вам новую силу для новой борьбы. Но ни в каком слу­чае не делайте уступок желанию, не входите с ним в компромисс, не соглашайтесь поддерживать эту идею. В борьбе подобного рода каждая победа прибавляет сил, каждое поражение убавляет их.

Отказываясь содержать предосудительного гостя, вы в то же вре­мя непременно должны взращивать желание совсем противоположного ха­рактера, прямо противоположное тому, которое стараетесь уничтожить. Рисуйте в своём воображении противоположное желание, почаще думайте о нём, заставляйте ваш ум с любовью останавливаться на нём, и пусть ваше воображение облечёт его в форму. Думайте о тех преимуществах, которые возникнут для вас, когда вы вполне овладеете им; вообрази­те, что уже наступил этот момент и что вы исполняете вашу новую роль в жизни во всеоружии вновь приобретённой силы.

Всё это постепенно приведёт вас к тому исходному пункту, когда вы "захотите" обладать этой силой. А затем вы должны быть готовы к следующему шагу, к следующей ступени, которую мы назовём "верой" или "доверчивым" ожиданием.

Но ведь веру, или доверчивое ожидание, не вызовешь по заказу, по крайней мере, у большинства людей, и в таких случаях их надо приобретать постепенно. Многие из читающих эти строки поймут то, что мы пытаемся здесь объяснить, и они будут иметь эту веру, а тем, у которых её не будет, мы советовали бы поупражняться на какой-ни­будь пустячной умственной задаче, на какой-нибудь ничтожной черте характера; в такой борьбе победа даётся просто и легко. Затем они перешли бы к более трудным задачам, пока не приобрели бы той веры, или доверчивого ожидания, которые добываются путём настойчивой практики.

Чем больше веры, или доверчивого ожидания, человек вносит в дело воспитания характера, тем более блестящим будет успех. И это на основании точно установленных психологических законов. Вера, или доверчивое ожидание, расчищает умственную тропу и облегчает работу, тогда как сомнение, или отсутствие веры, замедляет её, служит пре­пятствием, камнем преткновения. Сильное желание и вера - вот две первые ступени. Третья - сила воли.

Силу воли мы представляем себе не в виде сжатого кулака или нахмуренных бровей, как многие понимают слово "воля". Воля проявля­ется вовсе не таким путём. Настоящая воля приводится в действие тем, что мы приобретаем реальное познание нашего истинного "Я". Приказание исходит из этого центра власти и силы. Это голос "Я", необходимый в деле воспитания характера.

Итак, теперь вы готовы для работы, так как обладаете: 1) силь­ным желанием; 2) верой или доверчивым ожиданием; и 3) силой воли. С таким тройным оружием ничего, кроме успеха и нельзя ожидать.

А затем начинается настоящая работа. Прежде всего следует про­ложить колею для новой привычки характера. - Как, привычки? - спро­сите вы... Да, привычки. В этом слове весь секрет этого дела. Наши характеры созданы из унаследованных или приобретённых привычек. По­думайте об этом немного и вы убедитесь в истинности этого. Вы дела­ете то или другое, нисколько не думая о том, что вы делаете, только потому, что у вас вошло в привычку это делать. Вы поступаете из­вестным образом опять-таки в силу привычки. Вы обыкновенно правди­вы, честны, добродетельны, потому что вы создали в себе такие при­вычки. Вы сомневаетесь в этом... Посмотрите вокруг себя или вгляни­тесь в ваше собственное сердце, и вы увидите, что некоторые из ва­ших старых привычек исчезли и появились новые. Воспитание характера есть создание привычек, и изменение характера есть изменение привы­чек. Вам было бы не лишним запечатлеть этот факт в своём уме, ибо это даст вам ключ к уразумению многого, соприкасающегося с этим вопросом.

И при этом следует помнить, что привычка есть почти исключи­тельно продукт подсознательного мышления. Правда, что привычки бе­рут своё начало в сознательном уме, но раз установившись, они опус­каются в глубины подсознательного мышления и затем делаются "второй натурой", которая, кстати сказать, часто бывает сильнее первона­чальной природы. Герцог Веллингтон говорил, что привычка в десять раз сильнее натуры, и он вбивал привычки в своих солдат до тех пор, пока они не находили естественным действовать согласно с этими при­вычками, вбиваемыми в них во время учения. Дарвин рассказывает ин­тересный случай, как привычка взяла верх над разумом. Он был убеж­дён, что у него так глубоко укоренилась привычка отбрасываться на­зад при внезапном приближении опасности, что как ни напрягал он си­лу воли, он не в состоянии был заставить себя стоять, прижавшись лицом к стеклянной клетке кобры в Зоологическом саду, когда змея бросалась на него, хотя он знал, что стекло очень толстое и он не подвергался никакой опасности, и хотя он напрягал всю силу своей воли. Но мы решаемся утверждать, что и от этой сильно въевшейся привычки можно было бы отделаться, постепенно упражняя подсозна­тельное мышление и установив новую привычку в мыслях и действиях.

Работа по прокладке нового умственного пути совершается не только в то время, когда ощущается "хотение" приобрести новую при­вычку. По мнению йогов, главная часть работы происходит подсозна­тельно в промежутки между приказаниями, и успех достигается именно этим путём, точно так, как и при решении задач, о чём мы подробно говорили в нашем последнем чтении. Как на пример, мы можем обратить наше внимание на некоторые приёмы при культивировании физических привычек. Урок в физическом упражнении, усвоенном учеником вечером, будет гораздо легче исполнен им на следующее утро, чем накануне, и ещё легче в следующий понедельник утром, чем в предшествовавшую субботу, после полудня. У немцев есть поговорка: "Мы учимся катать­ся на коньках летом, а плавать зимой". Это значит, что впечатление, переданное подсознательному мышлению, расширяется и углубляется во время покоя. Лучше всего часто передавать подсознательному уму сильные впечатления, то есть такие, на которых сосредоточено силь­ное внимание, о чём мы уже говорили в одном из чтений этой серии, и затем эти периоды чередовать с периодами отдыха для того, чтобы подсознательному уму было время справиться со своей задачей.

Один писатель выразился так: "Посеете действие, пожнёте при­вычку; посеете привычку, пожнёте характер; посеете характер, пожнё­те судьбу", признавая таким образом привычку источником характера. Мы придерживаемся этой истины в деле воспитания детей, насаждая хо­рошие привычки путём упражнения, надзора и пр. Привычка, когда она уже установилась, действует, как побуждение, так что когда мы дума­ем, что поступаем известным образом без всякого мотива, мы на самом деле поступает под сильнейшим влиянием какой-нибудь твёрдо устано­вившейся привычки. По словам Герберта Спенсера, "Честный человек делает то, что следует, не сознательно, не потому, что долг велит, а лишь чувствуя простое удовлетворение; и не успокоится, пока не сделает". Нам могут возразить, что если придерживаться идеи о при­вычке, как об основе характера, то придётся совсем отбросить идею о развитой нравственной совестливости, как говорит, например, об этом Джосая Ройс: "Установление организованной привычки не может ещё са­мо по себе обеспечивать рост просвещённой нравственной совестливос­ти". На это мы сказали бы, что мы неизбежно "хотим" привить себе высокий характер раньше, чем у нас создадутся данные привычки, и вот это-то "хотим" и есть признак скорее нравственной совестливос­ти, нежели привычки. То же самое замечание применимо и к чувству долга, к "сознанию, что я должен поступать так-то". Мысль "я дол­жен" возникает в сознательном уме вначале и побуждает к установле­нию привычки, хотя эта последняя некоторое время спустя становится автоматичной - материалом для подсознательного мышления, и не имеет никакой связи с "я должен", а уже относится к тому, что нам "нра­вится".

Таким образом мы видим, что это изменение, воспитание, форми­рование, создание характера близко соприкасается с установлением привычек. А каков, спрашивается, наилучший способ для установления привычек? На это йоги отвечают: "Представьте себе умственный образ и затем созидайте вокруг него вашу привычку". И в эту сжатую фразу они вложили целую систему.

Всё, что имеет форму, создано вокруг умственного образа - будь это умственный образ какого-нибудь человека, животного или хоть Аб­солютного. Таково правило вселенной, и в деле воспитания характера мы лишь следуем установленному правилу. Когда мы хотим строить дом, мы прежде всего думаем о "доме" вообще, а затем уже думаем о том, какой дом нам надо строить, и наконец, входим в подробности, сове­туемся с архитектором, и тот составляет для нас план, который и есть его умственный образ, внушённый нашим умственным образом. Ког­да план выбран, мы обращаемся к строителю, и в конце концов, дом стоит выстроенный, олицетворяя собой объективированный умственный образ. И так с каждой созданной вещью - всё есть проявление умс­твенного образа.

Если вы желаете привить себе известную черту характера, вы должны создать ясный, точный образ того, чем вы желаете быть. Это очень важный шаг. Нарисуйте ясную, точную картину, укрепите её в вашем уме и начинайте строить вокруг неё. Пусть ваши мысли сосредо­точиваются на этой умственной картине; старайтесь вообразить, что вы уже обладаете желаемой чертой и проявляете её в действии. Прояв­ляйте её в вашем воображении возможно чаще, настойчиво, постоянно, при всевозможных условиях и обстоятельствах. Продолжая действовать в этом направлении, вы вскоре же заметите, что начинаете выражать мысль в действии - объективируете субъективный умственный образ. Вам уже покажется "естественным" действовать всё более и более в согласии с вашим умственным образом, пока, наконец, новая привычка не водворится прочно в вашем уме и не станет вашим естественным способом действия и выражения.

Это вовсе не туманная, призрачная теория, а хорошо известный и доказанный психологический факт, и тысячи людей этим способом дос­тигали удивительных результатов, стараясь исправить свой характер.

Этим путём можно не только возвысить свой характер, но даже отлить в ту или иную форму свою "будничную" личность, чтобы она бо­лее отвечала потребностям окружающих и нашим обязательным занятиям. У кого не хватает настойчивости, тот может добыть её; кто подвержен чувству страха, тот может заменить его чувством бесстрашия; у кого недостаёт самоуверенности, тот может приобрести её. Действительно, нет черты характера, которую нельзя было бы развить таким способом. С помощью этого метода людям удавалось буквально "в корень переде­лывать свою личность". Большим препятствием служило то обстоятель­ство, что многие не в состоянии были понять, что они могут осущест­вить эту задачу. Они думали, что им суждено навсегда оставаться та­кими, какими они были. Они не понимали, что созидательная работа ещё не окончена и что в них самих таится созидательная сила, вполне отвечающая данному случаю. Постигнув эту истину и испытав её на практике, человек становится совсем другим существом. Он считает себя выше окружающей среды и процесса воспитания - он находит, что он вырос из этих условий; он сам служит себе средой и сам воспиты­вает себя.

В некоторых больших английских и американских школах воспитан­ники, развившие в себе и проявляющие способность владеть собой и контролировать свои поступки, вносятся в списки особого, так назы­ваемого "самоуправляющегося класса". Они ведут себя так, как будто они запечатлели в своей памяти следующий афоризм Герберта Спенсера: "Высшая способность самоконтроля есть одно из совершенных качеств идеального человека. Не поддаваться без разбору всяким импульсам, не бросаться туда и сюда в угоду каждому своему желанию, но быть сдержанным, уравновешенным, управляемым правильным решением чувств, собравшихся на совет... вот именно чего старается добиться нравс­твенное воспитание". А желание пишущего эти строки - поместить каж­дого из читателей в "самоуправляющийся класс".

В статье, ограниченной рамками одного чтения, мы не можем дать руководства по развитию характера в его применении к специальным потребностям каждого индивидуума. Но мы думаем, что достаточно все­го, сказанного нами об этом предмете, чтобы изучающий Йогу понял, какого метода он должен держаться, вырабатывая сам для себя такое руководство и следуя при этом вышеизложенным общим правилам. Одна­ко, в помощь ему мы мы можем дать краткую инструкцию культивирова­ния одной желательной черты характера. Общий план этой инструкции может отвечать всяким потребностям в каком угодно случае, если действовать со смыслом. Избранный нами случай относится к лицу, стремившемуся к оккультному развитию и страдавшему - приводим собс­твенные его слова - "отсутствием нравственного мужества, самоуве­ренности; неспособностью держаться с достоинством в присутствии других людей; неспособностью сказать "нет"; чувством самоунижения в сравнении с теми, с которыми я прихожу в соприкосновение". Вот краткий набросок практического курса, рекомендованного в данном случае:

Предварительная мысль. Вы должны прочно установить в вашем уме тот факт, что вы равны каждому человеку. Вы исходите из одного ис­точника. Вы - выражение той же самой Единой Жизни. В глазах Абсо­лютного вы равны какому бы то ни было человеку, даже самому высоко­поставленному в стране. Истина - это "вещи, какими их видит Бог", и следовательно, воистину вы и тот человек равны и, в конце концов, составляете одно. Всякое чувство самоунижения есть обман, заблужде­ние, ложь, и ему нет места в Истине. Помните это, когда вы находи­тесь в обществе других, и сознайте, что жизненное начало в вас го­ворит жизненному началу в них. Пусть жизненное начало протекает че­рез вас, вы же старайтесь забыть вашу собственную особу. И в то же время пытайтесь разглядеть жизненное начало за личностью того чело­века, в присутствии которого вы находитесь; за его личностью стоит жизненное начало точно так же, как и за вашей - не более, ни менее. Оба вы - едины в Истине. Пусть сознание вашего "Я" льёт свои лучи, и вы испытаете подъём и чувство мужества, точно так же, как и тот человек, с которым вы говорите. Вы имеете в самом себе источник му­жества нравственного и физического, и вам нечего бояться; бесстра­шие - ваше божественное наследие, и вы должны воспользоваться им. Вы обладаете самосознанием, потому что божественная ваша сущность есть "Я", живущее внутри нас; истинное "Я" не есть ваша ничтожная личность, и вы должны иметь доверие к этому истинному "Я". Удали­тесь в самого себя, пока вы не почувствуете присутствия в себе "Я", и тогда у вас явится уверенность в себе, которую ничто не в состоя­нии поколебать или смутить. Раз вы достигнете прочного сознания своего "Я", вы в состоянии будете держаться с достоинством. Раз вы поймёте, что вы центр силы, вам уже нетрудно будет сказать "нет", когда это понадобится. Раз вы постигнете вашу истинную природу - ваше подлинное "Я" - у вас уже исчезнет всякое чувство самоуниже­ния, и вы будете знать, что вы - проявление Единой Жизни, и что за вами стоят сила, могущество и величие космоса. Начните с сознания вашего истинного "Я", а затем упражняйте свой ум с помощью следую­щих методов.

Словесные образы. Трудно уму возводить свои построения вокруг какой-нибудь идеи, если она не выражена словами. Слово есть центр идеи подобно тому, как идея есть центр умственного образа, а умс­твенный образ - центр растущей умственной привычки. Поэтому йоги всегда придают большое значение употреблению слов при выработке тех или иных желательных черт характера. В том частном случае, о кото­ром идёт речь, мы посоветовали бы вам держать перед глазами нес­колько слов, кристаллизирующую главную мысль, а именно: "Я есмь"; мужество; уверенность в себе; чувство собственного достоинства; твёрдость; равенство. Запечатлейте эти слова в вашей памяти, а за­тем попробуйте установить в вашем уме ясное понятие о значении каж­дого слова так, чтобы каждое из них представляло собой живую идею, когда вы его произнесёте. Остерегайтесь повторять их, как попугай или фонограф. Пусть значение каждого слова стоит ясно перед вами, чтобы, повторяя его, вы чувствовали его значение. Повторяйте слова как можно чаще, как только представится случай, и вы вскоре же за­метите, что они действуют на вас, как сильное умственное тоническое средство, укрепляющее и возбуждающее энергию. И каждый раз, когда вы со смыслом повторили эти слова, знайте, что вы уже сделали нечто для расчищения той умственной стези, по которой намереваетесь путе­шествовать.

Упражнения. В свободную минуту, когда вы можете предаваться "дневным грёзам" без ущерба для своих житейских дел, дайте простор своему воображению и представьте себя как бы уже обладателем ка­честв, указанных в вышепоименованных словах. Вообразите, будто вы находитесь в самом затруднительном положении и используете жела­тельные качества, проявляете их вполне; будто вы отлично исполняете свою роль, выказывая эти качества. Не стыдитесь предаваться этим мечтам: они служат провозвестниками того, что должно за ними после­довать, и вы как бы лишь репетируете вашу роль накануне представле­ния. Практика ведёт к совершенствованию, и если вы привыкнете дейс­твовать известным образом в вашем воображении, вам легче будет ис­полнить свою роль, когда наступит день настоящего представления. Многим из вас это может показаться ребячеством, но если у вас есть знакомый актёр, спросите его - он наверно посоветует вам то же са­мое. Он вам скажет, чтв практика даёт человеку в этом смысле, и подтвердит, что репетиции так прочно запечатлевают в уме характер какого-нибудь действующего лица, что затем бывает трудно от него отделаться. Тщательно выбирайте ту роль, которую вы желаете играть - тот характер, который вы желаете назвать своим - и прочно устано­вив его в вашем уме, упражняйтесь, упражняйтесь и упражняйтесь. Держите ваш идеал постоянно перед собой и старайтесь врасти в него; терпением и настойчивостью вы добьётесь успеха.

Мало того. Не ограничивайте ваших упражнений простыми, частны­ми репетициями; вам нужны и генеральные, и публичные репетиции. По­этому когда дело будет уже в ходу, упражняйте растущие в вас при­вычки характера в вашей ежедневной жизни. Вначале пробуйте ваши си­лы на маленьких, ничтожных делах и вы увидите, что в состоянии пре­одолеть затруднения, которые раньше вас беспокоили. Вы будете соз­навать, что у вас изнутри растёт сила и могущество и что вы уже совсем другой человек. Выражайте вашу мысль в действии, как только представится удобный случай, но не пытайтесь искусственно создавать эти случаи для того, чтобы пробовать свои силы; не вынуждайте, нап­ример, людей просить вас о каком-нибудь одолжении для того только, чтобы вы могли сказать "нет". Случаи сами собой представятся. При­выкайте смотреть людям в глаза и чувствовать, что за вами и в вас самих - сила. Вы вскоре же будете в состоянии различить истинного человека за маской его личности и поймёте, что он есть лишь частица Единой Жизни, глядящая на другую такую же частицу, и что, следова­тельно, нам нечего бояться. И такое осознание вашего истинного "Я" даст вам возможность держаться хладнокровно, с достоинством в труд­ные минуты жизни, если только вы отбросите ваш ложный взгляд на ва­шу личность. Забудьте на время о самом себе - о вашей незначитель­ной личности - и обратите ваше внимание на мировое "Я", частицу ко­торого вы составляете. Всё, что до сих пор вас мучило, относится лишь к вашей личной жизни, и всё это призрак с точки зрения жизни мировой.

Вводите как можно чаще мировую жизнь в вашу повседневную жизнь; мировая жизнь входит в неё так же, как и всюду и, в конце концов, она окажется твердыней и убежищем для вас в тревожные мину­ты вашей деловой жизни.

Помните всегда, что "Я" - господин своих умственных состояний и привычек и что воля - непосредственное орудие "Я" и всегда готова к его услугам. Пусть ваша душа будет полна сильного желания привить себе те умственные привычки, которые сделают вас сильным. Цель при­роды - создавать сильные индивидуальные выражения её самой, и она с радостью будет помогать вам сделаться сильным. Человек, желающий стать сильным, всегда найдёт за собой могучие силы, которые помогут ему в его работе, ибо разве он не способствует осуществлению одной из любимых целей природы, из-за которой она боролась многие века? Всё, что содействует осуществлению и выражению вашего господства, стремится придать вам силы и предоставлять в ваше распоряжение по­мощь природы. Вы можете наблюдать в вашей ежедневной жизни, что природа предпочитает сильных индивидуумов и с восторгом подталкива­ет их вперёд. Под словом господство мы, конечно, разумеем господс­тво над своей собственной низшей природой, точно так же, как и над внешней природой. "Я" - господин; не забывайте этого и постоянно твердите это. Да будет с вами мир.

Мантрам, или утверждение

Я господин моих умственных привычек; я контролирую мой характер. Я хочу быть сильным и зову все силы моей природы у себе на помощь.
Просмотров: 339 | Добавил: Татьяна | Теги: психология. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024