До Полоцка проще много раз доехать и вернуться, чем один раз написать. И это тоже связано со старейшей историей города и края. Все-таки – один из древнейших городов восточных славян.
Писать об истории Полоцка так же трудно, как об истории Витебска – не хватит ни сил, ни места. Можно успеть только прочитать короткий исторический очерк и посмотреть на город через призму судеб живших здесь людей.
[]
Воздвигся Полоцк. Рогволод
Приветливо и кротко правил
И, привязав к себе народ,
Власть князя полюбить заставил...
(Рылеев. «Рогнеда»).
Насколько Полоцк был связан с викингами и кем был Рогволод – пусть уж историки спорят. То, что Рогволода убил Владимир Святой, а также насильно взял княжескую дочь Рогнеду в жены – кажется, исторический факт.
У композитора А. Серова есть, кстати, опера «Рогнеда». Прочее – балет, романы, поэмы, живописные полотна, посвященные Рогнеде, упомянуть трудно из-за количества написанного.
Из детей Рогнеды Рогволодовны наиболее известны Ярослав Мудрый (изредка тоже оспаривается) и Изяслав – родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей. При Всеславе Брячиславиче (Чародее) Полоцкое княжество было крупным и могущественным. Что не отменяло бесконечные споры и военные раздоры между родственниками.
А мы сейчас побываем в местах, связанных с прапраправнучкой Рогнеды и Владимира – Ефросиньей Полоцкой.
Ефросинья Полоцкая (в миру Предислава Святославовна) – просветительница эпохи Древнерусского государства, основательница знаменитого монастыря в Полоцке, первая святая на белорусских землях, покровительница страны (родилась около 1105 года в Полоцке, умерла в 1167 году в Иерусалиме).
О жизни Предиславы-Ефросиньи известно не так уж много. Она отказалась от почетного брака, ушла в монастырь (вместе с ней в монастырь ушли в разное время ее сестры – Гордислава и Звенислава). В келье начала переписывать книги, а это была тогда тяжелейшая работа, которую выполняли мужчины. Книги она также переводила. Основывала Ефросинья и первые библиотеки, одни из самых ранних в этой части Европы, открывала иконописные и ювелирные мастерские.
С именем Ефросиньи связана белорусская национальная святыня – Крест Ефросиньи Полоцкой. Он был создан в 1161 году, утрачен во время Великой Отечественной (крест вывезли в эвакуацию, и с тех пор о нем ничего неизвестно).
Незадолго до этого был воздвигнут памятник древнеполоцкого зодчества – Спасо-Преображенский храм. Вот в эту обитель – и поныне Спасо-Евфросиньевский монастырь – самое время заехать.
Спасо-Евфросиньевский монастырь – действующий женский монастырь в Полоцке. Основанный в 1125 году монастырь переживал общую с городом историю. Но так и стоит древний Спасо-Преображенский собор, рядом примостились церкви более поздней постройки. Строил первую каменную церковь зодчий Иоанн, о котором почти ничего не известно, работы были проведены очень быстро – за 30 недель. В храме сохранились уникальные фрески XII века.
Имя еще одного жителя Полоцка не может не быть знакомым и москвичам. Это – Симеон Полоцкий.
Богослов, просветитель, писатель, поэт, наставник и учитель царских детей Самуил Петровский-Ситнянович родился в Полоцке, который в XVII веке уже входил в Великое княжество Литовское. Учился в Киеве, приехал в Москву. При дворе царя Алексея Михайловича он занимался разнообразными делами, в том числе и предсказаниями:
«Иеромонах Симеон Полоцкой и иеромонах же Димитрий... занимались при дворе Алексия Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями. Первый из них прорек за 9 месяцев до рождения Петра славные его деяния, и письменно утвердил, что «по явившейся близ Марса пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в утробе царицы Наталии Кирилловны сын его (царя) назовется Петром, что наследует престол его, и будет таким героем, что в славе с ним никто из современников сравниться не может« и проч». (А. С. Пушкин «История Петра I».)
Обучал Симеон не только царских детей, но и подьячих Приказа тайных дел – будущие дипломаты штудировали необходимую тогда в делах латынь. Симеон сочинял стихи на церковнославянском и польском языках, а также комедии для театра. Творчество Симеона Полоцкого относят к русскому литературному барокко. А в Полоцке стоит ему памятник.
Мы «побывали» в Полоцке 10, 12 и 17 веков. Можно было бы вспомнить еще князя Андрея Ольгердовича (ему тоже в городе установлен памятник). Можно вспомнить полоцкую княжну Марию Васильковну, которой что только в последнее время не приписывается. Можно вспомнить Франциска Скорину – восточнославянского первопечатника и общественного деятеля (также стоит в городе памятник, а кто-то может вспомнить и фильм «Я, Франциск Скорина» с О. Янковским в главной роли).
Можно вспомнить два известных сражения у Полоцка во время наполеоновского нашествия. А можно вспомнить страшный концлагерь Дулаг 125, в котором в годы последней войны погибло 40000 человек...
В самом Полоцке есть большой историко-культурный музей-заповедник, который, очевидно, будет развиваться и расширяться. Но снова известная проблема: приезжать надо рано, да и не на один день. А впереди – граница.
«ШколаЖизни.ру»
|