В книгах по истории часто делается акцент на изложение событий
в границах существующих ныне государств. А если царство или княжество
исчезло с исторической арены, то и говорят о нём куда реже.
Яркий пример – государство, существовавшее вплоть до 1168 года
на балтийском острове, который известен как Рюген, но тысячу лет назад
назывался Руян. Его часто сопоставляют с островом Буяном из русских сказок.
Но действительность была, пожалуй, ещё более интересной.
[]
Тысячу с лишним лет назад север современной Германии был покрыт
густыми лиственными лесами. Жили здесь тогда славяне, составлявшие
три больших племенных союза – полабский (по реке Лабе, теперь это Эльба),
лютичский, лужицкий.
Племён было около тридцати. В полабском союзе доминировали бодричи,
от этого объединения и
отпочковались руяне, жившие на крупном острове близ побережья Балтики.
Они не чурались пиратства, атаковали зачастую и данов, и ётов и свеев
(по-нынешнему – датчан, южных и северных шведов). Пиратствовали и даны.
Одним из знаменитых вожаков балтийских пиратов в IX веке был
Рёрик Ютландский (Ютландия – часть нынешней Дании), известный
нам и по истории Руси как летописный князь Рюрик. Но княжение
в Новгороде относится к тому времени, когда Рюрик был уже в летах.
В его дружине были отнюдь не только варяги, но и руяне.
Многие названия городов на севере и востоке Германии тогда
звучали иначе.Например, не Шверин, а Зверин, не Бранденбург, а
Бранибор, не Лейпциг,а Липск, не Брауншвейг, а Брунзовик.
Признано это всеми историками,в том числе и германскими.
Некоторые названия не изменились, скажем,порт Росток так и
назывался, только ударение было на втором слоге
, а не на первом, как ныне. У полабских славян были свои языческие
святилища, например, Радогощь, известная также под названием Ретра,
Кореница и Аркона. Последние два находились на острове Руян.
Сами руяне более всего почитали Аркону как центр поклонения
Святовиту. Радегаст – бог с лебяжьими крылами – считался его
духовным сыном и почитался более всего в Радогоще.
Популярным было и святилище бога войны Яровита в Коренице,
изображавшегося о семи головах, из коих шесть было на
общей шее, а седьмая, львиная – на груди. Он держал в руке
меч, да ещё семь запасных мечей было у него за поясом. В
тех краях оружие лишним не бывало – ведь ещё Карл Великий
в 811 и 812 годах совершал походы против балтийских славян.
Флот будущих датчан напал на эти земли в 845 году, но был
разбит близ нынешнего Гамбурга. В X веке наместник германского
императора Оттона I пригласил на пир 30 славянских вождей, где всех их попросту перебили.
Некоторые князья бодричей в X веке крестились, что открыло им
путь к выгодным династическим бракам. Но политика натиска на
восток иногда давала осечки. Известен случай, когда уже после
заключения такого брака князь бодричей Мстивой вместе с сыном
от первого брака Мечиславом взял Гамбург. В 983 году восстало
племя гаволян, их стольный град Бранибор был вновь взят
германцами только через восемь лет.
Тем временем в Дании при Гаральде Синезубом (правил до 986 года),
а в Швеции около 1000 года при Олафе Шетконунге приняли
христианство. Ещё долго пользовались рунами, и практиковалось
двоеверие, но всё же славянские соседи стали считаться язычниками.
Германские земли приняли католицизм ещё раньше. Если Киевская
Русь крестилась (но не от Рима, а от Константинополя), то
полабские славяне остались верными старой вере.
В XI племенные союзы бодричей и лютичей были особенно сильны.
Первые на равных сражались с датчанами, вторые однажды решили
вопрос о том, кто сильнее – лютичи или германское имперское
войско – поединком богатырей, причём победил лютич.
Пытавшийся объединить полабских славян князь Готшалк был убит
в 1066 году сторонниками язычества, объединившимися вокруг
князя по имени Блусс. Миссионеров встречали крайне неодобрительно,
а одного из епископов в Радогоще казнили, в ответ на Радогощ
в 1068 году напало войско во главе с епископом Бурхардтом
Хальберштадтским. Князь Блусс был вскоре убит.
В итоге усилились защищённые морем руяне во главе с вождём с
«говорящим» именем Крут, то есть Крутой. Четверть века
правления Крута были периодом наибольшей силы балтийских славян.
Он сумел объединить многие полабские земли под своей властью,
при этом столицей государства была Аркона, а религией – язычество.
Соседи называли Крута королём, так что в конце XI века остров
Руян был центром большой славянской державы.
Ослабляло власть Крута наличие поддерживаемого германцами и
датчанами претендента на корону. Им был Генрих, сын Готшалка
от брака с датчанкой Сигфридой. В 1093 году в битве на Смиловом
поле войско Крута было разбито союзными силами саксов,
датчан и сторонников Генриха. На короткое время Генрих
сумел объединить бодричей и лютичей под своей властью
(как было при его отце Готшалке), но руяне вновь стали
независимым от всех княжеством. Походы на них ни к чему
не привели, даже зимние, по льду Балтийского моря. Позднее,
в 1129 году, правнук Готшалка, князь Звенько, был убит и
держава полабских славян распалась.
А в 1147 году был провозглашён крестовый поход против
балтийских славян. До этого крестоносцы направлялись
в Палестину, поэтому решение о крупном походе в ином
направлении было принято «демократично» на общегерманском
сейме во Франкфурте. А «старт» походу был дан в июне
1147 года на специальном торжественном собрании в городе
Магдебурге. Разведка у славян была, судя по всему,
на уровне: в том же июне 1147 года встречным упреждающим
ударом дружины полабского князя Никлота был взят
портовый город Любек, к этому времени уже германский.
Но всё же крестовый поход начался. Две большие рати
германцев возглавляли герцог саксонский и баварский
Генрих Лев и рыцарь Альбрехт Медведь. Крестоносцам
удалось взять штурмом святилище, называемое теперь
Ретра. Князь Никлот погиб в бою в 1160 году.
Дольше всех держались руяне. Их остров был захвачен
только в 1168 году после высадки на нём крупных сил
крестоносцев во главе с датским королём. Святилище
в Арконе тогда же было разрушено. И теперь ценители
старины восстанавливают особенности поклонения
языческому богу Святовиту, опираясь на заметки
христианских хронистов и предания.
Святовита было принято изображать с ритуальным
турьим медовым рогом в правой руке. Он был четырёхлик,
каждый из ликов смотрел в свою сторону света.
Иногда на Руси Святовита называли Белбогом,
противопоставляя злому Чернобогу. Но Святовит не
только «светлый» бог наподобие индийского Вишну,
но также и бог справедливой войны, и властитель
четырёх сторон света и четырёх ветров.
В Арконе после сбора урожая в конце лета проводили
жертвоприношения Святовиту, предварительно наполнив
его рог медовухой. Культ Святовита восходит к древнему
индоевропейскому прообразу. Чернобога же на Руяне
звали Черноглавом, его идол с серебристыми усами
покровительствовал морским набегам.
Существовал гадательный ритуал – для предсказания хода
войны в храм Святовита через три ряда скрещённых копий
вводили белого коня. Хорошим предзнаменованием считалось,
если конь начинал движение с правой ноги и при этом
ни разу не спотыкался. Само название Аркона в
переводе с древнего индоевропейского наречия означает
«Белая гора», там и по сию пору в море обрываются
белые скалы. Более поздняя ассоциация – град Ярого коня.
Но ритуальный конь и был образом покровителя места,
«кона» – горы на обрыве.
Жрецы храма Святовита в Арконе носили белые одежды.
Они почитались превыше князей, но имена верховных
жрецов не сообщали чужеземцам, потому они и не дошли
до нас. Другие племена балтийских славян платили особую
дань руянам, шедшую на содержание святилища в Арконе.
Храм имел шатровую крышу красного цвета, во внутреннем
убранстве преобладали багровые тона. Судя по хроникам,
внутри большого храма был ещё один, меньший, зал,
опиравшийся на четыре столба и задрапированный
багровыми завесами. Именно в нём стояла статуя Святовита.
На Руяне в пору расцвета чеканили свои монеты. К 1168
году на острове жили не менее 70 тысяч человек, больше,
чем в прошлом веке. Торговым центром был город Ральсвик,
имелась письменность на основе «чёрт и рез». К сожалению,
после захвата острова многое было попросту уничтожено.
Последний князь Руяна, Вицлав, умер в 1325 году.
Независимости остров тогда уже не имел, да и князь
этот прославился больше как писавший песни на немецком
языке миннезингер. Власть на Руяне перешла от датчан
к германцам. Древний язык был постепенно вытеснен.
В наше время археологи работают на Руяне, пытаясь
разгадать тайны этого балтийского острова. И ещё – бывают
случаи, когда близ белых скал образуются смерчи,
их суеверные люди считают то ли посланием от неприкаянных
душ, то ли знаком от древних богов...</p><p>
Источник: <a href="http://www.ufolog.ru/publication/4277/" target="_blank">www.ufolog.ru</a>
|