Любознайка Четверг, 18.04.2024, 07:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2013 » Май » 26 » Рококо: традиции, искусство, мода
15:15
Рококо: традиции, искусство, мода

Позднее барокко и рококо


Позднее барокко (или рококо) приходит на смену классическому барокко в XVIII веке. Оно появляется в конце XVII века в Германии, Австрии и Чехии. Появляется представление о «чувственной красоте», что привносит более свободную композицию в схематический характер барокко XVII века. Увеличивается количество декоративных элементов, они становятся более пышными и оригинальными. Фрески с объемными фигурами, лестницы, статуи нимф и аллегорические скульптуры украшают церкви, замки и фонтаны. Здания с этими разнообразными элементами нередко можно встретить в Вене, Лондоне, Дрездене, Турине, Южной Германии и Чехии. Получение удовольствия от созерцания обязательно для "capriccio" позднего барокко, в числе примеров - фонтан Треви в Риме (1732-1762 гг.), выполненный архитектором Сальви, и лестница Ванвителли в Казерте, недалеко от Неаполя  (1751-1758 гг.).

Новая архитектура появляется и в Париже  (площадь Согласия), в Бордо (Площадь Биржи) и в Нанси  (площадь Станислава).

[]

В Австрии  Фишер фон Эрлах (Fischer von Erlach) и Лукас фон Хильдебрандт (Lucas von Hildebrandt) соперничают в фантастической архитектуре. В Баварии сельские аббатства украшаются статуями ангелов. В Мюнхене становятся известными братья Адам (Adam), в Чехии, Молдавии и южной Германии паломнические церкви украшаются в стиле рококо. Так, в Виес (Wies) стены с трудом выдерживают количество позолоченных украшений. Американские колонии Испании и Португалии оказали влияние на испанский стиль платереско. Во Франции ученики Мансара строят частные дома и занимаются их внутренней отделкой.. Такие дома, например, можно увидеть в пригородах Сен-Жермен и Марэ (Marais), а также в Рамбуйе (Rambouillet), где их украшает деревянная отделка.



В XVII в. в Европе была ликвидирована фео­дальная замкнутость. Во Франции утвердилась класть короля, в Голландии еще в конце XVI в. об­разовалась республика. Германия и Италия про­должали оставаться раздробленными, тем не менее искусство последней оказывало большое влияние на европейское искусство в целом. На арену выдвинулся класс буржуазии, сформировавшийся в недрах феодального строя, и победил в Англии, Голландии. Однако в ряде стран устои феодализма были еще сильны и абсолютизм удерживался еще целое столетие.

бароккоАрхитектура XVII в. явилась выразительни­цей идеалов монархии, аристократии и церкви, и на смену ясной гармонии Ренессанса приш­ла живописность архитектурных композиций барокко (итал. barocco — странный, причудли­вый).

В стиле барокко, зародившемся в Италии в конце XVI в., нашли отражение различные общес­твенные идеалы XVII в. — это время великих от­крытий, пора расцвета философии, светской му­зыки, изобразительных искусств. Но главное, что дало жизненность новому стилю, — это стремле­ние знати и церкви к демонстрации своего богат­ства, престижа. Для архитектуры барокко харак­терны пышная декоративность, тяжеловесная рос­кошь, причудливость форм. Декоративное начало преобладало над конструктивным, хотя строитель­но-конструктивные основы Ренессанса сущес­твенно не менялись. Свойства материала не учи­тывались, и он, подобно аморфной массе, подчи­нялся художественным целям. Торжественностью религиозной службы и театральностью храма стре­мились ошеломить зрителя, укрепить его веру в Бога (рис. 1).


РИС. 1
Костел св. Юзефа (Варшава, 1755—1761 гг.)



Особо роскошными были интерьеры. Исполь­зовалась лепка, роспись, скульптура, для отдел­ки — мрамор, позолота. Такой же вычурной изго­тавливалась и мебель (рис. 2). Для нее характер­на архитектурная выразительность (витые колон­ны, разорванные фронтоны, архитектурный де­кор), безудержная пышность, преобладание кри­волинейных форм над прямолинейными. Широко применялось лакирование элементов. Для отделки использовались ценные материалы — золото, се­ребро, медь, кость, мрамор, различные породы де­рева. Широко применялись мозаика и облицовы­вание шпоном. Техника их выполнения совершен­ствовалась, так как отделывать приходилось кри­волинейные и изогнутые поверхности.



мебель барокко

РИС. 2
Мебель в стиле барокко:
а — комод (Франция); б — консоль (Франция); в — кресло (Франция); г — кровать (Германия)

Изменился характер геометрических форм в мебели. Вместо кругов и полуовалов появились сложные очертания спиралей, динамичных ова­лов. Гладкие поверхности заменялись выпуклостя­ми и вогнутостями, линии изламывались, искрив­лялись. Мотивами резных и мозаичных декоратив­ных композиций служили вьющиеся стебли, вен­ки, раковины, гирлянды и др.

Изменился и набор мебели. Вместо сундуков и ларей использовались шкафы и кабинеты, в кото­рых хранили деньги, документы, драгоценности. Появившись еще в XVI в. в Испании, кабинеты по­лучили распространение в Италии, а затем и в дру­гих странах. Увлечение ими привело к большому разнообразию форм и размеров. Особенно извес­тны кабинеты, производившиеся во Флоренции, а также в вольном имперском городе Германии — Аугсбурге.

В Италии мебель для сидения совершенствова­лась с приумножением пластики. Столы приобре­ли большую скульптурность, кровать лишилась высоких колонок, поддерживающих балдахин.
В Голландии мебель имела более простую фор­му, была удобна в быту и по размерам соответство­вала небольшим комнатам. Изготавливались шка­фы и полушкафы, которые часто облицовывались шпоном, дубовые столы, стулья брусочного типа с точеными ножками и перекладинами, а также бо­лее сложной формы. Применялась обивка сиденьякожей и бархатом с использованием декоративных гвоздей. Наряду с простыми формами в Голландии появились и дорогие предметы с искусной отдел­кой. Голландская мебель оказала значительное влияние на формы мебели в северогерманских городах, с которыми поддерживала торговые связи.

В Германии барочное искусство в полной мерс расцвело лишь в XVIII в. Для немецкой барочной мебели характерно обилие резного орнамента, профилирование деталей, применение колонок и пилястров, инкрустация костью и металлом.

Во Франции к середине XVII в. утвердилась власть короля. Широкий размах приобрело двор­цовое строительство, особенно Версаля — рези­денции с дворцом, садами, фонтанами и бассейна­ми. Французский стиль на долгие годы стал крите­рием красоты и изящества, эталоном для много­численных подражании.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа (так называемые «француз­ские королевские стили»), каждый из которых приурочен ко времени правления одного из Людови ков: раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610—1643 гг.); зрелое барокко (Людовик XIV. 1643—1715 гг.); регентство — переходный этап между периодами правления Людовика XIV и Лю­довика XV; рококо, поздний этап барокко (Людо­вик XV, 1720—1765 гг.). Здесь сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля. Мебельное искусство с его роскошными и изящными форма­ми стало поистине искусством «большого стиля».

Производство роскошной мебели достигло расцвета в эпоху правления Людовика XIV. Оно дало начало подчеркнуто декоративному стилю, основанному на широком применении интарсии и пластично прочеканенной бронзы. Виднейшим представителем этого направления был знамени­тый мебельный мастер А. Ш. Буль.

При Людовике XIV были созданы Королевская мануфактура гобеленов (1662 г.) и Академия архи­тектуры (1671 г.). Мануфактура производила шпа­леры, художественную мебель, изделия из бронзы, серебра. Отделка парадных залов Версаля была не­виданно роскошной по тем временам. Стены об­лицовывались мрамором и расчленялись пиляс­трами на панно, отделанные лепными золочеными композициями. Наличники и карнизы были бога­то орнаментированы. Интерьеры дополняли ред­кие для того времени зеркала. В менее официаль­ных помещениях стены драпировались дорогими тканями, которые менялись в зависимости от вре­мени года.

Мебели в залах было немного, и расставлялась она вдоль стен. Плоскости корпусной мебели орнаментировались в сочетании с позолотой. Сплошное золочение или покрытие дорогими материалами пришло на смену пластической обработке дерева. Золочение производилось по левкасу (составу из мела и клея): он наносился на дерево, которое затем зачищалось, покрыва­лось полиментом (левкасом из особой глины и воска) и тонировалось краской под полупрозрач­ные листы золота, тщательно притираемые к по­верхности.

Корпусная мебель облицовывалась в основном черным деревом с последующим декорированием инкрустациями, накладными деталями, резная ме­бель покрывалась сплошной позолотой, а также отделывалась в светлые тона.

Наиболее важное место в убранстве занимали кабинеты. Их украшали группами колонн и ста­туй, карнизами и порталами, создавали целые архитектурные пейзажи.

Кресла обивали декоративной тканью. Прямо­линейные формы их округлились, спинка же оставалась высокой.

В конце XVII в. появились первые диваны, сос­тоявшие как бы из трех кресел с подлокотниками по краям. Спинка, разделенная на три части, име­ла криволинейную форму.

Распространены были мягкие табуреты для вы­сокородных дам, которым разрешалось сидеть в присутствии короля. В формах столов также наб­людался переход в сторону искривления линий. Создавались новые формы мебели: бюро, комоды, футляры для часов.

В XVII в. в мебельном производстве и оформле­нии интерьеров участвовали мастера различных видов искусств, хотя наборов мебели в современ­ном понимании тогда еще не существовало.
В Англии барочный стиль сложился около 1660 г., а высший расцвет его пришелся на годы правления королевы Анны (1702—1714), поэтому стиль начала XVIII в. именуется стилем королевы Анны. Мебели присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность построе­ния. Применяется орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника, форма ножки с плавным изгибом. Появляется новый тип ме­бели — туалетный стол со стоящим на нем зерка­лом.


часы бароккоНа примерах форм других бытовых предметов барокко и предшествующих эпох явно прослежи­вается единство стиля предметного мира (рис. 3, 4).

РИС. 3
Часы:
а — в готическом стиле; б — в стиле барокко

Часы готического периода XV в. оформлены в господствовавшем тогда стиле, они представляют собой архитектурное творение в миниатюре.

барокко костюмы







Ха­рактерной чертой силуэта готического костюма становятся удлиненные пропорции и вертикаль­ные линии, соответствующие устремленным вверх формам архитектуры. Точно так же в древнегречес­ком костюме строгое построение с преобладанием вертикальных линий-складок соответствует ясно выраженным вертикальным колоннам зданий. Костюм эпохи барокко, как и архитектура того времени, становится пышным, с массой украше­ний. Что касается часов, то основное внимание уделяется не функции изделия, а его декоративно­му оформлению. Это полностью соответствует принципам, которые господствовали тогда в архи­тектуре.

РИС. 4
Костюмы:
а — древнегреческий; б — готический; в — в стиле барокко

Последние годы правления Людовика XIV и время регентства герцога Орлеанского при мало­летнем короле Людовике XV (1715—1723 гг.) счита­ется в мебели переходным периодом к стилю роко­ко, который во Франции носит название стиль регентства. Этот стиль во многом сохранил черты барокко, но формы предметов, их декоративное убранство стали значительно легче (рис. 5). В корпусной мебели происходит постепенный от­каз от архитектурного построения форм. Украше­ния по краям предмета помещаются под углом к фасаду и создают плавный переход к боковой поверхности. Передняя стенка комода, которому отдают предпочтение перед кабинетом, изгибает­ся. В предметах для сидения пропадают проножки, ножки изгибаются еще больше. Излюбленные орнаментальные мотивы — китайские, гротеск, лен­точное переплетение, прихотливые завитки.

Особенности переходного стиля присущи и ме­бельному искусству Германии и Англии, хотя и в измененном виде.

мебель стиль регентства

РИС. 5
Мебель в стиле регентства:
а — комод; б — кресло

Длительная эпоха барокко во второй четверти XVIII в. во Франции завершается искусством сти­ля рококо {франц. rococo, от rocaille — декоратив­ный мотив в виде раковины), архитектура которо­го явилась крайним выражением декоративности барокко. С ростом богатства страны в придворных и аристократических кругах усиливается тяготение к роскошной жизни, и эта тенденция отражается на характере искусства. По сравнению с параднос­тью и масштабностью барокко архитектура стиля рококо приобретает более интимный, камерный характер с изящными интерьерами. Зеркала, позо­лота, лепные узоры и прочие откровенно декора­тивные элементы формируют их пространствен­ную структуру. Жилища оформляются в соответ­ствии с характером жизненного уклада — беззабот­ной, подобной беспрерывному маскараду, жизни светских салонов, сосредоточенной вокруг жен­щин.

В этот период усилилось влияние Востока, и прежде всего китайское. Владельцы особняков считали своим долгом иметь «китайский зал», от­деланный деревянными панно лаковой работы и обставленный китайской мебелью и фарфором. Преобладали нежные пастельные тона, сочетания белого с голубым, зеленым или розовым и непре­менно — золото. Главный мотив интерьера — не­высокий камин с часами, канделябрами и прочи­ми предметами украшения. Широко использова­лись зеркала, которые зрительно «деформирова­ли» пространственную структуру помещений.

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели, как и при отделке интерьеров, использовались са­мые дорогие материалы — экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Еще одна китайская новинка — бумажные обои для оклейки стен. В убранстве широко использо­вались декоративные возможности бронзового литья и чеканки.

В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как целостном ансамбле. Достигается стилевое единство всех элементов убранства — форм мебели, расцветок тканей, декора стен и по­толков и т. д. Признанными вдохновителями роко­ко были художники, скульпторы и архитекторы Ж. Мейссонье, Ж. Оппенор и Н. Пино.

Появляются новые мебельные формы — секре­тер на высоких ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделе­ний, картоньёрка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и четырехугольные (в плане) тумбочки, разнообразной формы рабо­чие столики. Изготавливаются канапе (диван в ви­де соединения двух-трех кресел), шезлонг, бержёр (глубокое кресло). Появляются и откровенно де­коративные предметы обстановки — маленькие столики с цветной инкрустацией, позолоченные консоли, ширмы, этажерки, крохотные секретеры и др. Мебель расставляется небольшими группами в различных местах помещения.

Мебель рококо строится на полном отказе от тектоничности. Детали растворяются в общем объеме предметов, словно отлитых из пластичной массы (рис. 6). Среди предметов корпусной ме­бели главную роль играют комоды и секретеры. В отдельных видах комодов линии конструкции исчезают, а границы ящиков полностью замаски­рованы стелющимся орнаментом. Вид­нейшие мастера этого времени — Ж. Обен и Ж. Ризенер, выходцы из Германии.
В прикладном искусстве Германии стиль роко­ко сформировался около 1730 г., но в бюргерскую мебель формы французской художественной ме­бели проникали в очищенном от излишеств виде. Интересные разновидности рококо сложились в Австрии, особенно при венском дворе в период правления императрицы Марии Терезии (1740— 1780 гг.), и этот стиль именуют стилем Марии Терезии. В Италии для изделий художественной мебели типичны пышность форм и подчеркну­то живописный характер декоративного убран­ства.


мебель рококо

РИС. 6
Мебель в стиле рококо:
а — комод; б — кресло; в — круглый стол; г — жирандоль; д — диван


В Англии мебель стиля рококо связана с име­нем выдающегося мастера Томаса Чиппендейла (1718—1779 гг.). В 1754 г. он издал альбом своей ме­бели, оказавший влияние на мебельное искусство не только Англии, но и континентальной Европы. Особое место в этом альбоме занимают бесконеч­но варьируемые формы мебели для сидения. Ис­пользуются традиционно плавно изогнутые ножки с широкой верхней частью, заканчивающиеся иногда звериными лапами (кабриоль). Они появи­лись еще в эпоху королевы Анны и были усовер­шенствованы Чиппендейлом. В середине XVIII в. форма кресла достигает полной завершенности.


кресла рококоСпинки кресел и стульев выполняются в форме скрипки или вазы, охваченной стойками. В начале XVIII в. спинка была высокой, а позже она опусти­лась, «ваза» стала прорезной (рис. 7). Среди дру­гих предметов мебели выделяются письменные столы, напольные часы, кровати с балдахинами, иногда в виде китайской пагоды, застекленные книжные шкафы и др. В орнаментике, кроме эле­ментов рококо, используются также китайские и готические мотивы.

РИС. 7
Английские стулья начала (а) и середины (б) XVIII в.

Культ изящества и галантности эпохи рококо отразился и на внешнем облике дворян.
Романтическое увлечение природой обуслови­ло появление садовых пейзажей с подчеркнуто асимметричными, живописными формами плани­ровок вместо прежних регулярных парков.






                    Источники:    http://ru.franceguide.com
                                        http://www.vikkoma.ru

Просмотров: 822 | Добавил: Татьяна | Теги: Интересно. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024