Любознайка Пятница, 29.03.2024, 13:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Ремонт.дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2013 » Февраль » 17 » Русские пивные традиции эпохи модерна
12:08
Русские пивные традиции эпохи модерна


В дореволюционной печати однажды появилось примечательное высказывание: "Что такое виноградное вино? Это напиток нужды, употребляемый лишь за неимением пива”.
Какое же пиво производилось в России до революции? Его марки можно раз

Какое же пиво производилось в России до революции? Его марки можно разделить на три основные категории:

 

 

1. Высшие марки - Портер, Экспорт, Экспортное, Бок-бир, Венское, Мюнхенское, Богемское, Пльзеньское и другие.

2. Баварское, Нюрнбергское, Кульмбахское, Эрлангское и другие баварские марки, кроме указанных в первой категории.

3. Простое или полупиво.


В то же время две первые категории не всегда имели чёткие рамки. Самыми распространёнными марками пива являлись Пльзеньское и Столовое, которое варила треть заводов Российской Империи. Пльзеньское - главный представитель богемского пива.
Немного меньшую часть в ассортименте занимали Венское и Баварское пиво. Венское по своим свойствам, степени сбраживания и цвету стоит между Пльзеньским и Баварским.
[]
 (485x699, 68Kb) (501x699, 68Kb)

Затем шли Мартовское, Экспорт и Экспортное. Десятая часть заводов России вырабатывала Мюнхенское и Бок-бир. Несколько реже встречалось Чёрное пиво, Богемское, Бархатное, Чешское. Выпускалось и Кабинетное, Царское, Гранат, Русское, Империал, Идеал, Портер.
Отдельные заводы варили и более редкие марки: Королевское, Чёрное бархатное, Экспорт-чёрное, Императорское, Кульмбахское, Двойное Московское, Светлое лёгкое, Чешское золотое, Пшеничное, Черногорское, Эрлангское, Сальваторское, Эль, многие из которых являлись собственными разработками заводов, как и Хинценбергское, Харьковское три звёздочки, Кроновское, Трёхгорное, Дельта, Золотой, Синий, Красный ярлык, Двойной золотой ярлык, Монополь, Венский кабинет, Кристалл, Рижский портер, Рижское столовое, Вятское ячменное, Кубанское белое, Кобургское, Народный русский портер, Восточная Бавария, Медведь, Шарлотентальское, Дурдинское, Венское чистое №1 и другие.
Уже в то время варили безалкогольное пиво - Чёрное безалкогольное, Русское пиво и другие.
Наверное, любители пива задавались вопросом: "Какой вкус имело пиво до революции? Походило ли оно на современное?”. Пока ещё время и современные технологии не оказали значительного влияния на вкус старинных марок пива. По старым рецептурам можно с достаточной точностью воспроизвести любую марку пива. Берутся даже за восстановление древних рецептур пива, которым не одна тысяча лет.

 (335x698, 34Kb) (321x699, 39Kb)

Лучше представить себе вкус пива можно по описанию, данном заводом Э.К.Профета в Ставрополе:

"Богемское - светлое лёгкое, сухое, несладкое, с преобладающим хмелевым вкусом.

Мартовское - полутёмное, полусухое, не горькое.

Экспорт - полутёмное, мягкое, самое прочное, более других сортов способное выдержать дорогу и хранение.

Венское - полусветлое, лёгкое, экстрактивное, с небольшим хмелевым привкусом.

Чёрное бархатное, вываривается и приготовляется из особо заколерованного солода, сильно экстрактивное, самой слабой алкоголизации”.

Пивзаводы при изготовлении пива не всегда следовали строго определённым технологическим инструкциям. Они могли вносить свои, так сказать, фирменные изменения в рецептуру, поэтому некоторые марки пива разных заводов могли иметь различные физико-химические показатели. Значительно влияли на вкусовые различия одинаковых марок пива качество воды и сырья.

Некоторые марки пива. 1914 г. (по заводам)
Х-К. Стрицкого, Рига
"Вальдшлёсхен”, Рига
Трёхгорный, Москва
Шаболовский, Москва
Хамовнический, Москва
Сокольнический, Москва
И.И.Дурдина, Петроград
"Вальдшлёсхен”, Рига
Трёхгорный, Москва
Шаболовский, Москва
Хамовнический, Москва
Сокольнический, Москва
Шаболовский, Москва
И.И.Дурдина, Петроград
И.И.Дурдина, Петроград
И.И.Дурдина, Петроград
И.И.Дурдина, Петроград
Капинкинский, Петроград
"Вальдшлёсхен”, Рига
Х-К.Стрицкого, Рига
Жигулёвский, Самара

 (470x698, 59Kb) (342x698, 45Kb)

Баварское пиво, например, могло содержать 3 и 3,8% спирта. Светлое пиво завода И.О.Воденко в Вологде содержало 3,6% спирта, а Жигулёвского в Самаре 3%, Мюнхенское - 3,76%, Портер - 7,16%, Чёрное бархатное - 2%. Главное, чтобы содержание спирта не было меньше определённого для данной марки пива процента, но иногда этот "разброс” столь велик,что данная марка приобретает показатели другой. К современным пивоварам предъявляются более определённые чёткие требования.
По инициативе владельцев заводов или пивоваров в целях экономии сырья вместо хмеля к пиву иногда добавляли трилистник, дубовую кору, полынь, квассию, корень горечавки, алоэ, турецкий перец, семена безвременника, пикриновую кислоту и т.д.
Подобная инициатива пивоваров-немцев объясняется глубокими традициями использования в пивоварении растительных добавок, несмотря на то, что Бавария - родина закона о чистоте пива.
Вместо ячменя могли использовать картофельную муку, сахарную патоку. А применение и в современном производстве несоложенных материалов: пшеницы, ржи, риса, овса, кукурузы, проса, маниоки, сорго, лекарственных растений, и, что ещё хуже, искусственных ферментов - не делает чести пиву.
Для придания ему более приятного вкуса и для образования белой и густой пены добавляли глицерин. Для осветления пива иногда применяли серную кислоту или её смесь с квасцами.
Для придания пиву большей стойкости использовали салициловую и борную кислоты, буру, кислый сернистокислый кальций и другие вещества. Вредным было и применение для укупорки бутылок фарфоровых пробок с резиновыми прокладками. Они содержали значительное количество сурьмы, свинца, которые переходили в напиток.
В 1882 году на Всероссийской промышленной художественной выставке в Москве за применение в пивоварении риса и кукурузы заводу "Московская Бавария” присудили серебряную медаль. А законопослушный владелец Ломжинского пивзавода Ф.Тылинский ходатайствовал о разрешении прибавлять к пивному суслу по четверти фунта исландского мха на каждый затор в 460 вёдер.
Но статья 253 Устава об акцизных сборах, изданного в 1901 году, запрещала употребление в пивоварении каких-либо материалов, кроме солода, воды, хмеля и дрожжей - Россия решила взять на вооружение знаменитый баварский закон о чистоте пива.

 (504x699, 58Kb)

Закон от 15 января 1885 года гласил: "Продавцам пива запрещается разбавлять его водою, прибавлять к нему вещества, хотя бы и невредные для здоровья, а также смешивать пиво разных заводов. Виновные подвергаются денежному взысканию до 50 рублей”.
В прежних трактирах трудно было найти пиво, не разбавленное водой. Так что это проблема не сегодняшнего дня. Фальсифицированное пиво могло продаваться каким-либо пивным складом по низкой цене - 3 копейки за бутылку или 60 копеек за ведро. Пиво зачастую разливали в немытые бутылки известного завода.
В 1884 году московский склад пива Петербургского завода "Вена” сменил жёлтые ярлыки на зелёные - и тотчас же выявились подделки. Отныне на ярлыках появилась и подпись заведующего складом И.П.Никельса.
В январе 1885 года в типографию Михельсона в доме Ананова по Кривоколенному переулку в Москве явился содержатель портерной на Дьяковке крестьянин К-в и, предъявив от имени пивзавода Карнеева и Горшанова (Шаболовский) два ярлыка Венского Шаболовского пива, заказал их 20 тысяч штук. Михельсон решил проверить в администрации завода реальность такого маленького заказа. В результате мошенника задержала полиция, когда тот 19 января явился за получением заказа.
В 1910 году в Варшаве оштрафовали на 200 рублей пивзавод К.Махлейда за выпуск пива с этикетками на польском языке, тогда как надписи должны были печататься на русском или дублироваться. Вкус пива такое нарушение, конечно, не ухудшало.

 (398x698, 66Kb)

Но вот в 1914 году Калинкинское пиво-медоваренное товарищество, Российско-Баварское пивоваренное общество "Бавария” и Товарищество "Иван Дурдин” выступили в печати с заявлением:
"За последнее время торговля пивом других заводов, отпускаемым за наше, принимает в городе С.-Петербурге всё большие и большие размеры. Пиво других заводов систематически разливается в наши клейменые бутылки или же выпускается на рынок в бутылках, схожих с нашими, и с этикетками, мало отличающимися от наших.
Об этом недавно опять было составлено несколько полицейских протоколов.
Решив впредь принимать самые решительные меры к преследованию указанных злоупотреблений, мы в то же время покорнейше просим Г.г. потребителей пива обращать при получении пива внимание на подлинность бутылок и этикеток и на клеймо на пробках”.
Судебные процессы, проходившие по этому поводу, случались довольно часто.
Большое внимание уделяли заводы оформлению своей продукции. Пивные бутылки отличались оригинальностью и изяществом, имели на стекле все атрибуты данного завода. Некоторые пивные ёмкости были настолько оригинальны, восхитительны, что сохранились россиянами до нашего времени именно из-за своей необычности и красоты.

 (476x699, 59Kb)

В 1912 году Общество пивоваренных заводчиков в Петербурге объявило конкурс на лучший эскиз или модель бутылки в русском стиле. В конкурсе приняли участие и несколько известных художников города. Первая премия в 200 рублей досталась лепной работе под девизом: "Пей, да не напивайся”, вторая - в 100 рублей - рисунку с названием "Три горы” и третья - в 70 рублей - гипсовой модели под девизом: "На Руси веселие есть пити”.
Пиво завода Дурдина в запатентованных оригинальных графинах по модели, получившей первую премию, поступило в продажу с 19 апреля 1912 года. Спрос на Дурдинское светлое и тёмное пиво из лучшего ячменя и жатецкого хмеля и славишись не только самим напитком - что пить, но и из чего пить.
17 июля 1914 года был издан указ о запрете на торговлю не только водкой, вином, но и пивом по случаю мобилизации, закрывались пивные лавки. Но водка ещё продавалась в ресторанах I разряда. Полный запрет ввели с 15 декабря. Только к весне 1915 года часть пивзаводов начала выработку слабоалкогольных напитков, что позволило им избежать закрытия. Другие сушили сухари для армии, переходили на выпуск других продуктов, сдавали помещения казне; некоторым удавалось получить заказы на изготовление боеприпасов. Производство же шипучих безалкогольных напитков оказалось невыгодным.
В годы первой мировой войны из-за повышения цен на чёрную анилиновую краску с 30 до 310 рублей за пуд кожевенные заводы охотно покупали испорченное пиво для окраски кожи. Её натирали экстрактом кампеши или сандала, а затем окрашивали настоем пива на железныхопилках.
После революции Моссовет разрешил продавать Трёхгорному заводу пиво, разбавленное 1:1 водой. Торговали таким "пивом” до 1921 года.
В первые годы Советской власти, действующие заводы продолжали варить прежние марки пива, сохранились такие же этикетки с незначительными изменениями в надписях. И лишь постепенно, особенно в тридцатые годы, всё больше стали появляться новые марки пива, но иногда просто новые названия, оформление этикеток значительно упростилось. В рекламных объявлениях пивзаводы часто подчёркивали довоенное качество своего пива.

 (436x698, 84Kb) (429x698, 64Kb)


http://www.nubo.ru/pavel_egorov/old_rus/dovgan.html

 

 

 

 

Считается, что отечественный портер впервые стали производить в Санкт-Петербурге на пивоваренном заводе Абрахама Крона в 1797 - 1798 годах. (До этого времени портер завозили из Англии). Завод Крона изготавливал большое количество пива, и портера в том числе, используя английский хмель и солод, приготовленный из ячменя, поставляемого Ревельской и Рижской губерниями. Крон полностью обеспечивал портером императорский двор, дома знатных особ и портерные. В 1804 году завод выпускал около 100 000 ведер первоклассного портера и обычного пива. Эта продукция поступала в Москву, Киев и другие города России.
С началом XIX века производство пива "на английский манер" начинает быстро расти. В 1802 году по поручению петербургского военного губернатора М. И. Кутузова два чиновника провели тщательную дегустацию пива петербургских заводов и отчитались, что самые лучшие по качеству пиво и портер производились на заводах вдовы Казалета и купца Бальзера (родственника семейства Крон). В продажу такое пиво поступало бочками по цене 60 рублей за бочку у вдовы Казалета и по 45 - у Бальзера.
В Москве в эти годы тоже сильно возрос спрос на пиво. В большом количестве открывались пивные лавки, которые в те времена назывались портерными. Содержать портерную лавку стоило больших денег (в 1795 году - 1000 рублей в год). Продажная же цена портера и пива в 1807, скажем, году была 19 копеек, а полпива (некрепкого пива с невысокой плотностью) - 10 копеек за бутылку.
Повсеместно в России активизировалось строительство пивоваренных заводов для производства портера. Так продолжалось до 1846 года, пока Абрахам Крон, снова первым, не начал изготавливать пиво методом низового брожения. Это пиво, продававшееся под названием "баварского", потеснило портер на российском рынке. Началась конкуренция между двумя типами элитного пива, что, естественно, приветствовалось любителями хмельного напитка: "Больше пива, хорошего и разного!". С этих пор начался постепенный процесс замены названий заведений по продаже пива с "портерных" на "пивные".

 (534x699, 71Kb)

Открытка: В. Маковский. "В пивной".
 (700x449, 54Kb)


Так что же такое портер, которому отдал дань признательности сам А.С.Пушкин, посвятив лирические строки винному погребу, весьма почитаемому им и его лицейскими друзьями:

Там, там во льду хранится
Бутылок гордый строй,
И портера таится
Бочонок выписной.

По энциклопедическому словарю Ф. Брокгауза и И. Эфрона, изданному в 1898 году, портер - это сорт темного английского пива, сильно пенящегося и отличающегося значительным содержанием спирта, с горьковато-кисловатым привкусом вина. А благодаря добавкам жженого сахара - еще и со слегка сладким вкусом. Портер содержал 7% спирта и около 6,8% сухих веществ.
На российских пивоваренных заводах в XIX веке портер варили из смеси нескольких сортов солода: светлого, темного и цветного, или жженого, а также добавляли немного тростникового сахара. При затирании размельченный солод замешивали с водою при 75 oС. Потом добавляли сахар и доливали горячую воду, тем самым доводя температуру затора до 62oC. Затем затор тщательно перемешивали и давали отстояться примерно полтора часа. После чего этот раствор подвергали кипячению вместе с хмелем.


Открытки товарищества И. Дурдина
 (448x699, 44Kb) (448x699, 45Kb)

Таким вот образом получали первое крепкое сусло (23o). Обрабатывая остаток от первого сусла водой, получали второе, более слабое сусло (15,5o). Его также кипятили с хмелем, который уже был использован для приготовления первого сусла. Потом наливали еще раз воду и получали третье сусло. Это сусло служило для приготовления слабого пива. Первые два сусла смешивали вместе, но в разных пропорциях, в зависимости от того, желали ли получить более крепкое сусло для двойного портера или более слабое для обыкновенного.
Далее в процесс приготовления портера вступали дрожжи. Их добавляли к охмеленному суслу при температуре 14 - 16oС.
По окончании брожения простой портер через несколько дней, а двойной портер ("браун стаут") через 4 недели были готовы к употреблению. Портер, предназначенный на экспорт, выдерживали достаточно продолжительное время, около года.
В ХХ век российские пивовары вступили с широким ассортиментом продукции, где наряду с другими сортами и типами пива был представлен и портер. Он считался элитным пивом и выпускался в сравнительно ограниченном количестве. Разливался он преимущественно в поллитровые бутылки. Часто на этикетках и в прейскурантах этот напиток носил двойное название "портер-стаут" и стоил сравнительно дорого. (Кстати, многие пивоваренные заводы в начале нашего века были оборудованы котлами, предназначенными для производства пива методом лишь низового брожения. А потому одной из причин не слишком широкой распространенности портера в дореволюционной России можно считать отсутствие оборудования для верхового брожения на заводах).

Открытка: Клин. Пивная лавка Трехгорного завода.
 (699x433, 59Kb)

До 1917 года Петербург (впоследствии Петроград) был не только столицей империи, но и фактически пивной столицей России. В Петербурге располагались крупнейшие пивоваренные заводы Россиии, такие, как " Калинкин", " Бавария ", " Вена ", "Дурдин " и прочие. Особенно бурно столичное пивоварение развивалось в начале ХХ века. После начала первой мировой войны большинство заводов, правда, вынуждено было свернуть свои программы развития из-за введения "сухого закона". Многие пивные производства просто прекратили свое существование. Речь пойдет о погасших "звездах" первой величины, некогда ярко сиявших на пивном небосводе страны.

 (699x533, 78Kb)

ПИВО ИВАНА ДУРДИНА
Санкт-Петербургский купец первой гильдии Иван Алексеевич Дурдин в 1839 году открыл небольшую пивоварню около Ново-Калинкина моста. Сыновья Иван и Андрей активно ему помогали в становлении пивоваренного дела. Дела пошли настолько хорошо, что в январе 1856 года было учреждено "Товарищество пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина". Основной капитал насчитывал 1 млн. 200 тыс. рублей. Он был разделен на 1200 именных паев. Огромная по тем временам сумма капитала говорила о том, что дело было поставлено на широкую ногу.
Завод выпускал замечательное пиво. Особенной популярностью среди населения пользовались "Пильзенское", "Столовое", "Богемское", "Кабинетное", "Шведское", "Черное", "Баварское светлое" и "Баварское темное". Товарищество призводило и напитки на основе меда: "Мед фруктовый", "Мед № 1" и "Мед № 2".
Отменным качеством отличались и безалкогольные напитки, в том числе фруктовые лимонады, разнообразные сорта русского кваса и, конечно же, "фирменное блюдо завода — темное пиво "Английский портер".
Для розлива пива обычно использовались бутылки в форме высокой многогранной пирамиды, изготовленные из стекла коричневого или красно-янтарного цвета. " Пильзенское пиво" и некоторые другие сорта, в основном, пользовавшиеся наибольшей популярностью, разливали и в бутылку меньшего размера, получившую название полубутылки. Стоило пиво в зависимости от сорта. Например, за тридцать бутылок "Портера английского" оптовый покупатель отдавал 5 рублей 5 копеек, а частник — 5 рублей 20 копеек, за ящик полубутылок этого же напитка оптовик выплачивал 2 рубля 65 копеек, а частое лицо — 2 рубля 95 копеек. Фирменные "Дурдинское светлое" и "Дурдинское темное" поставлялось в столичные гостиницы, рестораны, погреба и пивные лавки в оригинальных графинах по цене 2 рубля 60 копеек за 30 графинов, причем стоимость самого графина составляла 4 копейки — немало по тем временам.

Открытки товарищества И. Дурдина
 (447x698, 62Kb) (443x698, 53Kb)

На заводе работало 380 человек. Готовую продукцию, а в год завод вырабатывал 1 млн. ведер пива и меда. Продукцию доставляли заказчикам на собственных повозках, украшенных логотипом фирмы. В конюшнях завода содержалось более 100 лошадей. Складские помещения располагались в Санкт-Петербурге, Царском селе, Петергофе, Кронштадте и т.д.
Товарищество " Иван Дурдин" имело разветвленную и хорошо организованную розничную сеть по продаже напитков. В одной только Северной столице ему принадлежало двенадцать фирменных магазинов.
В 1857 году за заслуги по распространению пивоварения и пивоторговли и за высокое качество продукции товарищество было награждено правом изображать на упаковке и рекламных материалах всей своей продукции двухглавого орла — государственный герб России.
Товарищество активно участвовало во всероссийских и международных выставках. Еще при жизни основателя династии, в 1850, 1862 и 1870 годах завод получил высшие награды на всероссийских выставках в Москве и Нижнем Новгороде. А уже при его сыновьях Иване Ивановиче и Андрее Ивановиче Дурдиных за качество продукции завод был удостоен высшей награды в иностранных выставках 1873, 1875 и 1893 года.
К 1910-м годам, когда председателем правления товарищества был уже внук основателя Иван Иванович Дурдин, директором — Николай Андреевич а его заместителями — Федор Иванович и Владимир Иванович Дурдины, товарищество "Иван Дурдин" достигло вершины своего развития. Баланс предприятия превысил 2 млн. рублей. Дивиденды на каждый из 1200 паев по 1000 рублей составили 12 % годовых.
А потом настал 1914 год с введением сухого закона. Акционерное общество пиво-медоваренного завода

 (699x446, 55Kb)

НОВАЯ БАВАРИЯ
"Новая Бавария"было основано в 1886 году в Санкт - Петербурге. Головная контора располагалась в Выборгской части, на Полюстровской набережной, в доме № 7, где также был построен пиво-медоваренный завод.
Завод выпускал пиво разных сортов, квас, минеральные воды, шипучие лимонады, а также портер, уксус, дрожжи, муку, корма для скота.
Уставный капитал общества равнялся 600 тысячам рублей, который был разделен на 6000 акций по 100 рублей каждая.
Учредителями акционерного общества "Новая Бавария", были банкирский дом И. Е. Гинцбурга и санкт- петербургский купец первой гильдии В. А. Ратьков-Рожнов.
Одним из первых директоров-распорядителей пивомедоваренного завода был Иван Андреевич Дурдин, внук Ивана Алексеевича Дурдина, основателя знаменитой пиво-медоваренной фирмы Иван Дурдин".
Большую помощь в развитии дела оказал Григорий Григорьевич Елисеев, владелец известнейшей торговой фирмы "Братья Елисеевы". Он помогал пивомедоваренному заводу реализовывать продукцию в своих гастрономах Москвы и Санкт-Петербурга.
Завод выпускал следующие сорта пива: "Кристалл", "Экспорт", "Кульмбахское", "Английский портер", "Столовое светлое", "Столовое темное", "Баварское светлое" и "Баварское темное", "Пильзенское светлое" и "Пильзенское темное", а также разные сорта меда, квас, минеральную воду, фруктовые лимонады из натуральных фруктовых сиропов.
В 1896 году, на Нижегородской ярмарке петербургское Акционерное общество "Новая Бавария" за высокое качество выпускаемой продукции была награждена правом изображать государственный герб Российской империи. А в 1900 году, уже в Париже, пиво "Новой Баварии" получило высшую награду — золотую медаль.

 (361x699, 53Kb)

Открытка: Нижний Новгород. Склады пивоваренного завода Калашникова.
 (699x435, 56Kb)


ГАМБРИНУС
Пивоваренное товарищество "Гамбринус" находилось в Санкт-Петербурге, на 5-ой линии Васильевского острова, в доме № 66. Товарищество имело свой собственнй заводик, основанный еще в 1860 году. Пива он производил сравнительно немного — 160 тысяч ведер на общую сумму в 150 тысяч рублей в год. Предприятие было не из крупных. На нем работало всего-навсего 60 человек, обслуживавших 25-сильную паровую машину, 2 заторных чана и два варочных котла. Пиво отпускалось с завода по оптовой цене 10 и 12 копеек за бутылку.

КАЛАШНИКОВСКОЕ ПИВО
История Калашниковского пивоваренного завода берет свое начало в далеком 1811 году. Находился завод в Санкт Петербурге, в Рождественской части. Основной капитал товарищества составлял 15 тысяч акций номиналом в 100 рублей каждая, что фактически составляло 1 милион 500 тысяч рублей.
Председателем правления общества Калашниковского пиво-медоваренного завода был А. М. Берлин, а директорами — С. Л. Вульфсон, Н. А. Штанковский и Ф. А. Викторов.
Варили на заводе пиво и мед. "Пильзенское пиво" считалось особенно удачным сортом, знатоки восхищались его приятным и мягким вкусом. Производилось оно крупными партиями, но на прилавках не застаивалось.
В 1910 году завод стал выпускать на рынок новый сорт пива "Английский портер ", который варили из закупаемого у англичан солода. Сам напиток разливался в оригинальную бутылку темного цвета. Завод выпускал также "Баварское темное" и "Баварское светлое", "Новое темное" и "Новое светлое", "Санкт-петербургское кабинетное", "Венское столовое темное" и "Венское столовое светлое", "Черное пиво", " Мартовское", "Мюнхенское", "Богемское" и меды. Продукция разливалась в бутылки, упаковывавшиеся в ящик, рассчитанный на 30 штук.
Были у завода и постоянные покупатели бочкового пива, например, знаменитый ресторан "Доминик" на Невском проспекте. В подвале ресторана устанавливалось несколько бочек калашниковского пива, которое подавалось наверх, в буфет, по специальным трубопроводам с двумя кранами.

 (462x698, 60Kb) (472x699, 65Kb)

http://propivo.ru/amat/history/0108/index.html

 

 

 

Сегодня пивовары и любители пива просто не могут представить себе свою жизнь без пивных смотров в Петербурге и Сочи, без московской "Пивоиндустрии”.
Каждая уважающая себя российская пивоваренная компания считает своим долгом принять участие в ежегодных выставках общероссийского масштаба. Ведь это знакомство с конкурентами, представление посетителям своих пивных новинок, контакты с оптовиками, ознакомление с сегодняшней ситуацией в пивном деле и непосредственное общение с потребителями пива. Не последний, казалось бы, стимул – получение по результатам дегустаций наград за пивную продукцию.
Но воспринимаем ли мы, современники, такие награды как гарантию того, что украшенное медалями пиво исключительно качественно и выгодно отличается от аналогичных сортов других пивоварен? Нет. И даже подчас закрадывается подозрение, что экспертная комиссия на выставке дегустировала один продукт, а потребитель получает под этой маркой нечто совсем иное. Не так было в дореволюционной России.
В начале века наше пиво не уступало зарубежным аналогам, а по ряду показателей даже превосходило их. Высокое качество пенного напитка достигалось благодаря использованию самых современных на тот период техники и технологий, а также жесткому контролю со стороны оптовиков и пивоторговцев.

 (454x698, 64Kb) (450x700, 58Kb)

Действенным средством контроля за качеством пива стали и организуемые государственными структурами промышленные выставки. Особенно престижны были всероссийские смотры, которые проводились примерно раз в 10 лет. На них присуждались награды, которые разрешалось затем использовать в рекламных целях. Такая награда очень ценилась владельцами заводов, ведь она практически была официальным "знаком качества” и означала, что такому товару покупатель может безоговорочно доверять.
Первая такая выставка общегосударственного масштаба прошла в 1829 году, а наиболее крупными и авторитетными стали Всероссийская выставка 1882 года, состоявшаяся в Москве, и выставка, устроенная в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Эти мероприятия организовывались правительством, финансировались из бюджета и стоили немалых денег. К примеру, московская выставка 1882 года обошлась государству в 2 миллиона рублей серебром, а устройство выставки в Нижнем Новгороде – в 2,5 миллиона рублей. Чтобы как-то окупить расходы, вход делали платным. На московской выставке плата за вход была 20 и 15 копеек, а в последние дни перед закрытием – 10 копеек. Всего за время работы выставку посетило около миллиона человек. В отдельные дни число посетителей достигало 50.000.


 (455x700, 76Kb)

Кстати, открытие выставок начала века проходило почти по одному и тому же сценарию. Например, первая международная выставка пивоварения, хмелеводства, прочих соответствующих культур и машиностроения открылась 11 июля 1909 года в два часа дня в Конногвардейском манеже в Петербурге. Началась она с благодарственного молебна, затем почетный председатель выставки, член Государственного совета А.С.Ермолов произнес речь, в которой охарактеризовал значение проводимого мероприятия. По окончании церемонии открытия почетные гости подробнейшим образом осмотрели экспонаты. Затем им был предложен завтрак, затянувшийся почти до ужина. Для посетителей выставка открылась в 15 часов.
Выставок в те времена было немного, и пивзаводы очень серьезно готовились к демонстрации своих достижений, тем более что оценивалась их деятельность строго и всесторонне. Лучших определял распорядительный комитет выставки, который составлял комиссии экспертов и распределял награды по выводам комиссий. В качестве экспертов приглашались признанные специалисты: профессора-технологи, пивозаводчики, пивовары и т.д. Члены экспертной комиссии избирали из своей среды председателя, заместителя председателя и одного-двух докладчиков.

 (549x700, 132Kb)

Так, на пивоваренной выставке 1909 года в Петербурге председателем экспертной комиссии был назначен авторитетнейший в среде пивоваров профессор Н.И.Тавилдаров. В состав комиссии входили также вице-председатель, секретарь и 17 членов экспертной комиссии, включая председателя Союза пивоторговцев Санкт-Петербурга М.И.Грибкова.
Эксперты при присуждении наград руководствовались четко разработанными инструкциями, которые предписывали при экспертизе учитывать качество выставленного пива, соответствие стоимости производства и продажной цены пива "добротности выставленной пивной продукции”, отечественное "происхождение” сырья, которому отдавалось предпочтение перед импортным (дело не в том, что зарубежных партнеров "зажимали”, просто главной задачей выставок являлось поощрение российского производства).
Принимались во внимание также масштабы производства (только крупные заводы могли рассчитывать на государственный герб – высшую награду всероссийских выставок), приветствовалась передовая техническая оснащенность завода, привлечение к производству отечественной рабочей силы, направленные на улучшение положения рабочих социальные мероприятия и т.п.
Существовал и определенный "свод правил поведения экспонентов”. Для получения награды необходимо было выставлять товары только высшего качества, красиво и со вкусом расставлять пивные бутылки в изящных витринах, по возможности под стеклом, с хорошо украшенной вывеской, а также своевременно предоставить организаторам выставки документы с полным описанием экспонируемого продукта.

 (700x483, 62Kb)

Так, на пивоваренной выставке 1909 года в Петербурге председателем экспертной комиссии был назначен авторитетнейший в среде пивоваров профессор Н.И.Тавилдаров. В состав комиссии входили также вице-председатель, секретарь и 17 членов экспертной комиссии, включая председателя Союза пивоторговцев Санкт-Петербурга М.И.Грибкова.
Эксперты при присуждении наград руководствовались четко разработанными инструкциями, которые предписывали при экспертизе учитывать качество выставленного пива, соответствие стоимости производства и продажной цены пива "добротности выставленной пивной продукции”, отечественное "происхождение” сырья, которому отдавалось предпочтение перед импортным (дело не в том, что зарубежных партнеров "зажимали”, просто главной задачей выставок являлось поощрение российского производства).
Принимались во внимание также масштабы производства (только крупные заводы могли рассчитывать на государственный герб – высшую награду всероссийских выставок), приветствовалась передовая техническая оснащенность завода, привлечение к производству отечественной рабочей силы, направленные на улучшение положения рабочих социальные мероприятия и т.п.
Существовал и определенный "свод правил поведения экспонентов”. Для получения награды необходимо было выставлять товары только высшего качества, красиво и со вкусом расставлять пивные бутылки в изящных витринах, по возможности под стеклом, с хорошо украшенной вывеской, а также своевременно предоставить организаторам выставки документы с полным описанием экспонируемого продукта.


Плакт И.Дурдин

Фрагмент картины Гитарист-бобыль
хадожника Василия Петрова 1865г
На столике пивная бутылка и стакан с пивом


 (400x699, 67Kb) (472x699, 55Kb)

Решения в экспертных комиссиях принимались простым большинством голосов присутствующих членов, а в случае равенства голос председателя давал перевес.
На каждой всероссийской выставке устанавливался свой образец медали. Например, на Московской выставке 1882 года медаль имела на лицевой стороне портрет императора Александра III, а на оборотной – аллегорическую композицию "Слава России”.
Некоторые министерства, ученые общества, земства присуждали свои медали. Но чеканиться такие награды могли только государственным учреждением – монетным двором по им самим изготовленной форме. Стоило это удовольствие дорого: до нескольких сотен рублей. Поэтому на небольших, местного масштаба выставках практиковали выдачу экспоненту не медали, а лишь права на нее. Экспоненты вынуждены были сами, за свой счет, заказывать такую награду на монетном дворе при посредничестве комитета выставки.

 (451x700, 87Kb) (452x700, 88Kb)


Некоторые зарубежные научные и ремесленные общества того времени имели обыкновение раздавать свои, подчас очень красивые, в виде звезды, креста, лаврового венка или чего-либо подобного, медали за небольшие членские взносы. Естественно, "выставочного” веса такие награды не имели, но недобросовестные пивозаводчики частенько украшали ими свои этикетки, вводя в заблуждение доверчивого потребителя. Государственные органы обратили внимание на подобные махинации и пресекли их.
Таков был механизм получения наград за успехи в пивном деле в дореволюционной России. Достаточно объективная оценка пивоваренной продукции, высокий уровень требований к претендентам на медали, стремление не допустить обесценивания наград – все это помогало формировать в обществе уважение к выставочным медалям, подтверждавшим высокое качество российского пива.
Промышленные и сельскохозяйственные выставки проходили в нашей стране и после октябрьского переворота, но продукция пивоваров не занимала на них достойного места. И только сравнительно недавно в России началось возрождение пивоваренных выставок. Только медалей там раздается

http://chulanchik.ucoz.com

 

Просмотров: 1360 | Добавил: Татьяна | Теги: Напитки. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024