В улыбке, по словам Л. Толстого, содержится в лице то, что называется его красотою.
Существует непосредственная связь между душевным и физическим
состоянием человека и его улыбкой. Если на душе скверно - улыбка будет
страдальческой. Если вам хорошо - улыбка радостная. Душевное спокойствие
всегда отражается в улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки,
выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к
себе расположение. В жизни всегда имеется много проблем. С меньшими
душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые
улыбаются.
Лечебное свойство улыбки: [] Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо.
Установлено, что, если при плохом настроении заставить себя
несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вымученность улыбки,
неожиданно почувствуешь облегчение. Ну а уж если настроение хорошее,
то тут обладатель его должен дарить улыбки направо и налево - и свое
настроение поддерживать, и окружающим его дарить”.
Признанный не
только в США, но и далеко за их пределами мастер психологии общения
Дейл Карнеги в своем бестселлере "Как завоевывать друзей и оказывать
влияние на людей” посвятил множество страниц обсуждаемой нами теме.
Предлагаю вашему вниманию наиболее красноречивые строки:
"Не так
давно я присутствовал на одном обеде в Нью-Йорке. Среди гостей была
женщина, которая получила значительное наследство и страстно хотела
произвести впечатление. Она израсходовала немалое состояние на соболя,
бриллианты и жемчуг, но ничего не предприняла в отношении выражения
своего лица. На нем так и было написано, что она вечно всем недовольна и
эгоистична. Она не отдавала себе отчета в том, что известно каждому, а
именно: выражение лица женщины гораздо важнее ее одежды...
Чарльз Шваб сказал мне, что его улыбка стоила миллиона долларов. И
вероятно, он даже не покривил против истины, ибо его индивидуальность,
обаяние и способность нравиться лежали в основе почти всех его
поразительных успехов. А одной из его чудесных особенностей была
пленительная улыбка... Дела звучат громче всяких слов, а улыбка говорит: "Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть”...
А как насчет неискренней улыбки? Нет, она никого не обманет. Мы знаем,
что она искусственна, и возмущаемся ею. Я же имею в виду настоящую,
согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, улыбку, которая
ценится так высоко. По словам менеджера по персоналу большого
нью-йоркского супермаркета, он скорее принял бы на работу
девушку-продавщицу, не закончившую начальную школу, но обладающую
чарующей улыбкой, чем доктора философии с постным лицом...
Древние китайцы были людьми, умудренными жизненным опытом. У них была
пословица, текст которой и вы, и я должны наклеить внутри своих шляп.
Она гласит: "Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин”.
Поскольку мы упомянули о магазинах, то отмечу, что в одном из
рекламных объявлений... содержится следующий образец безыскусственной
житейской философии.
Японская пословица гласит: "Сильнейший тот, кто улыбается”.
Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и
окружающих. Если мышцы лица "работают на улыбку”, то происходит гораздо
большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы,
расположенные в них, и тем самым в мозг "посылается” позитивный сигнал”.
Владимир Игоревич Кнорринг, академик Международной академии наук
(Мюнхен, Германия), профессор ИБДА Академии народного хозяйства при
Правительстве РФ, известнейший российский специалист в области
управления. В своем учебнике по менеджменту "Теория, практика и
искусство управления” он объясняет необходимость для руководителя быть
приветливым, уметь правильно пользоваться таким универсальным
механизмом, как улыбка:
"В своей повседневной жизни, дома и на
работе, душевный комфорт человека обеспечивается его реакцией на
окружающий мир, умением поставить блокировки на пути негативных
раздражителей. И если человек привыкнет быть постоянно приветливым,
улыбчивым, "желать ближнему своему того, что и сам себе пожелал”, то
жизнь его будет, несомненно, счастливее... Приветливость и
человеческое обаяние делают счастливее и самого человека, и окружающих
его людей. Приветливость и личное обаяние - один из методов искусства
управления, один из эффективных способов воздействия на личность и
коллектив... непременная особенность талантливых и опытных
руководителей. Доброе заинтересованное отношение начальника к своим
подчиненным должно закрепляться не только улыбкой или теплым
рукопожатием, но и искренним желанием способствовать их служебному
продвижению...
Улыбка свойственна спокойным, уверенным в себе и в
своей жизни людям, она красит и молодых, и старых, она - обязательный
атрибут современного менеджера... Нужно учиться всему, в том числе и
улыбке... И вообще, оглянитесь вокруг - как мало приветливых,
улыбающихся лиц и как много хмурых и озабоченных... Улыбайтесь!
Кшиштоф Занусси, режиссер с мировым именем, в своем выступлении перед
телезрителями, подчеркнул, говоря об искусстве руководителя: "Плохой начальник не улыбается”.
И я с ним полностью согласна! Потому что, как было сказано в пьесе Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен”: "Серьезное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!”
Напоследок разрешите поделиться с вами одним своим наблюдением. Есть
очень эффективное средство омоложения лица, известное с древнейших
времен, универсальное, мгновенное и бесплатное - это улыбка. Улыбайтесь, и вы будете выглядеть лучше и моложе в любом возрасте!