Шлем дьявола" - так в переводе с узбекского языка звучит название таинственного плато, затерявшегося в отрогах Зеравшанского хребта, приблизительно в 30 километрах к югу от Самарканда. Местные жители, пасущие в этих горах стада коз и отары овец, уже и не помнят, при каких именно обстоятельствах урочище получило своё зловещее название. Была ли с ним связана какая-нибудь легенда или реальные исторические события? Быть может, название породила случайная ассоциация, навеянная настроением?
[]
Проводники, обещающие показать туристам чудо природы, нередко сами путаются, начинают спорить между собой, указывая на противоположные стороны. В результате сходятся на том, что Шайтан Жига - довольно обширный массив из пластов гранита, протянувшийся на десятки километров от родников Миранкуля в сторону кишлака Каратепе. Но узнать его, дескать, можно сразу, как только увидишь. Скалы выглядят, мягко говоря, необычно - не как природные образования, а как фантастические скульптуры - застывшие в танце демоны, идолы древних божеств, окаменевшие доисторические монстры.
Старики говорят, что это не очень хорошее место. То ли в незапамятные времена язычники и колдуны приносили здесь жертвы, то ли случилась жестокая схватка сказочных богатырей, от чего небеса обрушились на землю, вызвав чудовищное землетрясение, которое и превратило горы в месиво острых осколков. Действительно, глядя на многие валуны, трудно поверить, что их очертания - лишь результат каждодневной работы солнца, дождей и ветров. Встречаются среди них то "фигуры животных" (медведя, тигра, огромной лягушки, ящера, хищной птицы), то будто отрубленная голова великана, похожая на идола с острова Пасхи.
В конце 90-х годов один известный фотограф из города Навои, обобщив серию пейзажных работ, на которых были запечатлены подобные "изваяния", выдвинул интересную гипотезу. По его мнению, искусство скульптуры у человека каменного века могло зародиться под впечатлением природных артефактов. Сталкиваясь с одиночными камнями, силуэты которых будили воображение, первобытный художник с детской наивностью начинал " дорабатывать" созданное самим временем. Из-за явной неортодоксальности гипотеза не была всерьёз воспринята в академических кругах. К тому же, автор работ, огорчившись отсутствием признания и опасаясь, что плоды его многолетних трудов могут быть кем-то присвоены, как это порой случается в наше время, в конце концов, засекретил коллекцию фотографий, отказавшись от проведения публичных выставок и убрав все публикации из Интернета. Журналистам он объяснил напоследок, что никогда не откажется от своих убеждений: "Я понимаю, что силы стихий творят множество удивительных форм, но как объяснить, почему некоторые творения получаются столь похожими на дело рук человека?"
Впрочем, объяснение феномену нашлось у современной фантастики. Сергей Лукьяненко, названный критиками "фантастом №1", в "Последнем Дозоре" перенёс действие одной из глав в Самарканд, а потом описал некое плато демонов. Согласно тексту романа, это плато - горная местность, где стоят валуны причудливой формы. Люди туда заходить не любят, здесь бывают только редкие туристы. Некогда там произошла грандиозная битва между силами Света и Тьмы. Тёмных было больше, и они побеждали. Тогда великий маг Рустам применил ужасное заклинание, свернувшее слои пространства и времени. Враги превратились в камень, но остались живыми, только лишёнными на тысячи лет движения, осязания, зрения, слуха.
Направление пути из Самарканда на плато демонов, указанное писателем, совершенно точное, за исключением расстояния. Что же до демонической ауры места - плато на самом деле не слишком приветливо. Несмотря на то, что весной скалы буквально сочатся тысячами родников, среди них почти не растут деревья. И даже травяной дёрн покрывай склоны лишь тонким слоем, из которого выступают повсюду щиты обнажённой породы. Но ощущение, вызываемое ландшафтом, скорее сказочное или мистическое, чем зловещее. Потому что вокруг - открытый простор и бездна небес, где рождаются и живут облака...
http://www.rgo-sib.ru/
|