Тода: жители Голубых гор

По моему скромному мнению, Индия — одна из немногих стран, сохранивших свой особенный колорит. Обычаи ее народа, их мифы и легенды, вера, традиции и даже деление на касты — все это создает уникальный образ, особый мир, понять который могут лишь посвященные. Но есть такие вещи, в суть которых не могут вникнуть даже целые поколения индийцев. Речь пойдет о племени тода. 

[]

Кто они такие?

С незапамятных времен тода обитают в горах Нилгири, расположенных в одноименном штате на юге Индии. В штате жаркий климат, но до уровня тропиков он не дотягивает. Места дикие, без проводника постороннему будет очень сложно. Но, тем не менее, 18 племен разной численности, считая тода, проживают в Нилгири постоянно.


Как получилось так, что представителей этноса, не имеющего ни оружия, ни даже сторожевых псов, все прочие местные жители называют хозяевами земель? Старожилы не вносят ясности: они уверяют, что их предки пришли на эту землю, а тода уже были здесь, то бишь властвовали. Пришли без войны, живут мирно, ничего не боятся, даже диких зверей. Впрочем, последние по непонятной причине сторонятся этих аборигенов и никогда на них не нападают.


Видимо, слава колдунов и волшебников закрепилась за тода еще со времени их прихода на индийские земли. С течением времени она не пропала, а только усилилась, да к тому же обросла легендами. Некоторые гласят, что мужчины племени способны перевоплощаться по своему желанию в слона или тигра, а в человеческом обличье общаться с этими животными могут все тода. Есть и "верный признак" колдовства: палочка из бамбука, при помощи которой аборигены творят свое волшебство. Но, так как ни в чем дурном тода не уличили за всю историю, то и к их волшбе относятся достаточно лояльно.

В то же время слухи о мести обиженных представителей племени плодятся с завидной регулярностью: якобы оскорбленный тода способен испепелить обидчика одним взглядом, или попросить заступничества у могучих лесных духов, предстающих в образе карликов. Поэтому к этносу относятся уважительно, чтобы не дай бог не прогневить всесильный народец; отсюда и частые дары от соседних племен. А тода и рады.

В благодарность за хорошее отношение их лекари исцеляли страждущих от многих болезней, в голодный год можно было обратиться к ним за продуктами, а заблудившихся в лесах Нилгири тода выводили к жилью. Да и вообще хорошего о них говорят гораздо больше, чем дурного. Их магические способности не предназначены для войны. По легенде, некогда радушному племени принадлежал весь хребет Нилгири, и они с радостью делились землями с теми, кто хотел туда переселиться. Все правильно: самим тода такой территории было чересчур много, ведь их всего-то 1400 человек. Причем племя сохраняет эту численность чуть ли не с начала своего существования.

Объясняется это просто: на пятерых мужчин в племени приходится всего одна женщина. Когда англичане колонизировали Индию, этот факт они использовали для очернения репутации тода: якобы они убивают всех младенцев, особенно девочек, рождение которых приводит к нарушению этого соотношения.

Вообще, англичанам с тода не повезло. Если большую часть земель они взяли огнем и мечом, то на это племя с оружием идти так и не решились: слишком убедительно звучали рассказы местных жителей о сверхъестественной природе и способностях тода. Если кнут не помогал, то с "обычным" племенем применяли метод пряника: обманом забирали землю, или, в особо щедры случаях, выкупали за бесценок. Такой номер мог сойти захватчикам с рук только в том случае, если они общались с одним человеком-землевладельцем. Но территория тода не состояла из множества участков, закрепленных за каждым членом племени: она принадлежала всем сразу; поэтому приходилось договариваться сразу со всеми. Успеха англичанам это не принесло. Взбешенные колонисты пошли третьим путем: использовали слово. История знает немало событий, на развитие которых повлияло именно оно, когда ничто другое не помогало. Сбоев не было.

Но вот с тода не сработал даже этот метод: может, англичане просто пошли не тем путем? Они начали распространять мерзкие слухи о людях племени (слухи — уже само по себе низость): рассказывали, что племя очень распущенное в сексуальном плане, что они глупы и ленивы, употребляют опиум и вообще гнусные бродяги, которых надо гнать поганой метлой. Что выяснилось на деле: тода не бродяги — они пастухи. Скотоводство — практически единственный способ их заработка, а самое ценное имущество — стада. Слова англичан об опиуме показались индийцам просто насмешкой, ведь всем было хорошо известно, что тода не знают ни табака, ни алкоголя, и тем более опиума. Излишеств в еде тода тоже себе не позволяют, так как всегда были чистыми вегетарианцами.


С сексуальной жизнью — снова промах. Видимо, причиной слухов послужила необычная для европейцев форма брака: выкуп за невесту платил не жених и его семья, а небольшой поселок, в который ее брали замуж. Женщины тода обладают достаточным количеством прав и свобод, их уважают и к их мнению прислушиваются. Старые люди говорили, что раньше имущество отца делилось поровну между всеми детьми, включая дочерей. Сейчас женщин из "завещаний" исключили.

Как они живут?

Интересно и разделение труда в племени. Почти везде заведено, что за домашней скотиной ухаживает женщина: кормит, поит, доит и чистит. У тода всем этим занимаются мужчины. Женщины же готовят пищу, делают татуировки, создают глиняную или бамбуковую посуду и вышивают невероятной красоты шали. Излишки продавали. Тут тоже проявляется самобытность племени: они не признают торговлю, поэтому для каждой сделки приглашались представители нейтрального племени.


Тода предпочитают традиционную одежду: нечто, похожее на тогу, которую носили в Древнем Риме, и набедренную повязку. Если прохладно, то сверху надевали теплый, ярко вышитый плед. Особого внимания заслуживают дома тода: если распилить бочку от крышки до днища, и срезом поставить на землю, то получится макет их жилища. Реальный же дом имеет высоту до 3 метров, в нем отсутствуют окна и есть только одно отверстие, оно же вход: размером примерно в квадратный метр. Его располагают на одном из торцов "бочки", второй в идеале закрывается скалой; если это невозможно, то стену выкладывают из булыжников. Крышу собирают на каркасе из ротанга и укрывают бамбуком. Внутри помещение можно условно разделить на две части: мужскую, расположенную ближе ко входу, и женскую, запрятанную в глубине жилища. Между ними устроен очаг. Из таких "бочек" и складывается поселение тода — манд. В его центре помещают загон для скота, а территорию манда огораживают песчаником. Все жители поселка так или иначе считаются родственниками.


Чуть поодаль от мандов стоит святилище. В известные только самим тода дни их жрецы проводят ритуальный обряд: выдаивают буйволиц. Длится это действо три месяца, в течение которых жрецы не имеют права покидать территорию святилища. Все сопровождается ритуальными песнями и чтением определенных текстов, не предназначенных для женских ушей: в обряде участвуют только мужчины.


Не менее экстравагантно происходят у тода похороны.  Когда соплеменник умирает, то вместе с ним закалывают буйвола, который был за ним "закреплен". Животное считается священным, и словно олицетворяет сущность человека. Тушу без головы сжигают вместе с усопшим, а пепел складывают в специальный горшочек, на котором изображены звезды. Затем останки уносят в лес, и там закапывают, а рядом кладут голову буйвола. Больше это место никто не посещает, равно как и не убивает буйвола ради другой цели.


Само племя состоит из множества мандов, объединенных в 14 родов. Удалось узнать, что шесть из них особые: жрецы, отвечающие за сохранение традиций, выходят именно из них. Между остальными царит полное равенство. Кстати, человек в своем роду никогда не станет жрецом: почему так заведено, тода не рассказывают

Откуда они появились?

Вместо этого они с удовольствием повествуют о своем происхождении. Немного предыстории: местность Нилгири населена дравидами. Эти племена темнокожие, кудрявые, темноволосые, достаточно низкого роста и с полным отсутствием растительности на лице. Для сравнения: рост светлокожих тода выше среднего, мужчины носят бороды, женщины завивают прямые волосы в локоны. Иногда у тода встречаются голубоглазые соплеменники. К чему я веду: назвать тода коренным племенем может только слепой. Слишком уж они выделяются не только среди племен Нилгири, но и среди всех этносов того региона. Когда европейцы решили, что тода — коренные жители тех мест, они давали оценку по языку, на котором они общались — одному из местных наречий. Только вот не подумали, что язык может быть заимствованным. У тода есть свой, кворжа, который более всего по составу напоминает… протошумерские языки. Да и внешность племени схожа с обликом жителей Месопотамии.


Тода свято верят в то, что их предки обитали в Созвездии Тельца. Это породило и обычай рисовать звездочки на погребальных горшочках: так усопшему будет легче вспомнить дорогу в настоящий дом. Но главной загадкой племени является тот факт, что они уверены: первые тода приплыли в горы Нилгири на 14 кораблях. И их было ровно 1400 человек. Поэтому из года в год сохраняется численность племени, чтобы, когда за ними вернутся их 14 кораблей, всем хватило места. Хорошая, добрая легенда, правда? Только вот есть крохотная несостыковка. В Нилгири нет не то что моря — даже мало-мальски крупные водоемы отсутствуют. В связи с чем возникает вопрос: то ли легенды лгут, то ли когда-то на месте горного массива разливался океан, по которому древние исследователи прибыли в нынешний Нилгири, да так и остались тут жить.
 

http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/toda-zhiteli-golubyh-gor.html