Изразцы Покровского собора. Измайлово. Москва
Иностранные гости
Считается, что изразцы завезли в Московское государство белорусские
мастера в конце XV – начале XVI века. В то время они искали защиты от
польских угнетателей под рукой государя московского. На Руси западные
ремесленники стали заниматься привычным для себя делом − радовать люд
честной расписными плиточками. Надо сказать, что изразцы быстро
завоевали популярность. Вскоре они украсили стены собора Василия
Блаженного, построенного в Москве.
Что же представляли собой симпатичные узорчатые квадратики? Это глиняная
обожженная плитка с румпой (коробчатым выступом на задней стороне
изразца) для крепления на стене или печи. Изразцы выливали в деревянных
формах с вырезанным объемным рисунком методом так называемой набивки.
Кстати, подобным образом украшались узором и знаменитые тульские
печатные пряники. []
Трава-мурава
В начале XVII века в Москве было налажено массовое производство
муравленых изразцов, покрытых изумрудной глазурью. Такое название эти
плиточки получили в честь зеленой травы-муравы.
Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине XVII
века и был связан с широким распространением рельефных многоцветных
изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления
непрозрачных глазурей, или эмалей.
Изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения
того времени. Москва сохранила некоторые из них. Это, например,
Покровский собор (1671-1679 годы) и Мостовая башня (начало 1670-х годов)
в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами
Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым.
Свято-Троицкий монастырь в Муроме.
Муромский купец Цветнов
Постепенно узорчатые плитки завоевали и провинцию. Печи, покрытые изразцами, стали на Руси главным элементом интерьеров домов.
К середине XVII века большие мастерские, производившие изразцы,
появились в Ярославле, Владимире, Суздале и других городах. Правда,
узорчатые плиточки мастера гончарного дела изготавливали лишь в
небольших количествах.
В 1642 году на месте обветшавшей деревянной Троицкой церквушки, что
стояла в центре провинциального Мурома, на «старом городище», был
заложен новый каменный храм. Его создателем стал муромский купец Тарасий
Цветнов. Надо сказать, что Тарасий Борисович, сын известного купца,
относился к гостиной сотне – сословию русских торговцев, куда
причислялись состоятельные и достойные люди. Цветновы торговали
москательными товарами: красками, клеем и прочим. Они вели дела в разных
русских городах. Часто бывали и в столице.
Цветнов был человеком начитанным, отличался тонким художественным
вкусом. И его отец, и он сам покупал книги в книжной лавке Московского
печатного двора. Среди них – «Книга о вере» и «Грамматика» Мелетия
(Смотрицкого) – «бестселлеры» того времени.
И вознесся храм!
Пребывая в столице, Тарасий Борисович отметил такую новинку, как
узорчатые изразцы, и задумал создать нарядный собор на своей родине.
Только вот где взять в Муроме нужное количество изразцов? Стены храма −
не лежанка в доме купеческом, и плиточек цветных для них много
потребуется. И решил Тарасий открыть в Муроме временную мастерскую по
производству изразцов. В город прибыл из столицы опытный
мастер-изразечник. Он же привез и свои формы. Работа закипела.
И вот летом 1643 года, меньше чем через год после начала строительства,
над Муромом вознеслись купола храма, которому на несколько столетий
суждено было стать одним из главных украшений города. Стены
Свято-Троицкого собора опоясали гирлянды изразцовых поясов. Плиточки
ярко-золотого и изумрудного цветов сияли на белоснежных стенах. А когда
на собор падали лучи солнца, казалось, что он переливается разноцветными
огнями. Красоту эту дополняли изумрудная черепица главок и сияние
золотых крестов.
Свято-Троицкий монастырь в Муроме.
Солнце, Перун и русалки
Красота муромских изразцов дополнялась еще и диковинными
изображениями на них. На золотой и изумрудной поверхности лихие всадники
перемежались невиданными птицами, драконами, василисками и грифонами.
Как же все эти обитатели бестиария попали на стены храма? Попробуем
отыскать ответ на этот вопрос.
В далекие времена, когда славянские народы поклонялись еще сонму богов,
люди начали помещать на свои дома вырезанные из дерева плитки. Причем не
в качестве украшения. В те времена человек чувствовал себя бессильным
перед жестокими природными стихиями и с помощью таких самодельных
талисманов пытался их усмирить или хоть как-то договориться с ними. Эти
охранные символы размещались на уязвимых участках жилища и двора.
«Непробиваемым» орнаментом они закрывали ворота, двери, окна, застрехи,
через которые враждебная сила могла проникнуть к человеку.
На фасаде дома славяне часто изображали солнце, которое должно было
защитить людей от ночной нечисти. Кроме того, там размещался и громовой
знак, круг, разделенный на шесть секторов, – символ Перуна, оберегавший
дом от попадания в него молнии. Рядом с символом солнца почти всегда
изображали знак засеянного поля, обозначающий единство неба и земли.
Удивительно, но существа, которых ныне мы считаем нечистой силой,
вставали на защиту жилищ наших предков. Так, русалки были призваны
оберегать дом от упырей и потому изображались на наличниках окон и
дверях.
Так может быть, изображения на изразцах – это отголосок того далекого языческого прошлого? Но не так все просто.
Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», 1896 год
Александр Македонский и райские птицы
Современные исследователи утверждают, что темы изображений на изразцах взяты из литературных источников.
На изразцах Свято-Троицкого собора, с которых мы начали свой рассказ,
рядом с драконами и василисками соседствуют вполне реалистичные
всадники. Кто бы это мог быть? Александр Македонский и его войско! И как
же, спросите вы, их туда занесло?
Дело в том, что в конце XVI и XVII веке излюбленным литературным чтением
русского человека была «Александрия» – повесть о жизни и походах
Александра Македонского. Множество списков повести, украшенных
самобытными рисунками, ходило тогда по рукам. Увлекательные приключения
Александра открывали богатейшие возможности для иллюстраторов. Там
мастера и нашли темы рисунков для будущих изразцов. И вот на плиточках
появились всадники, пушкари и сам царь Александр Македонский.
Следующий «фаворит» керамических плиток – птицы с женскими головами,
легендарные сирин, гамаюн и алконост. Все это – излюбленные персонажи
русских легенд и песен. Гамаюн − вещая птица, поющая людям божественные
песни и предвещающая будущее. Когда гамаюн летит со стороны восхода,
приходит смертоносная буря. Сирин и алконост − птицы радости и печали,
появившиеся из мифологических сказаний Древней Греции. Потом эти птички
стали излюбленными героями в русском лубочном творчестве. На русской
земле экзотические птицы стали называться райскими. И зачастую
изображались с нимбом − символом святости − над головой.
Василиски, драконы…
В русских сказках частенько встречается василиск − огромный змей,
убивающий своим дыханием, взглядом и ядом. Бывают василиски с головой
индюка, глазами жабы, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Иногда их
изображают в виде огромной ящерицы с гребнем на голове и раздвоенным
языком, а иной раз − с телом петуха и хвостом змеи. Считается, что своим
взглядом василиск превращает все живое в камень. Впрочем, если он
увидит собственное отражение в воде, солнечный свет или услышит крик
петуха, то немедленно умрет. Василиски живут в каменных пещерах,
питаются камнями и выползают наружу только по ночам. Вылупляются они из
куриных яиц, высиженных жабой. Сами же эти мифические существа несут
яйца, из которых появляются гадюки.
Ну а дракон, изображение которого часто встречается на изразцах, не кто
иной, как всем известный Змей Горыныч. В сказках он крадет с неба солнце
и, налегая чешуйчатой грудью на ясный лик кроткой луны, заслоняет ее
трепетный свет от взора человеческого, повергая в ужас всю живую
природу.
…и грифоны
А кто же такой грифон, изображение которого также встречается на
изразцах? Это фантастическое чудище, полуорел-полулев с длинным змеиным
хвостом. Сочетание в одном существе черт двух животных – царей зверей и
птиц – указывает на то, что грифон олицетворяет силу, бдительность и
возмездие.
Кроме того, во многих легендах грифоны – это надежные стражи. Именно им
доверяли охрану ценностей, райских яблочек и прочих сокровищ. А еще
грифоны – необычайно честные существа. Принеся однажды клятву, они будут
до конца верны своему слову. И никакие жизненные обстоятельства не
смогут подтолкнуть грифона к измене.
Разглядывая изразцы на стенах Троицкого монастыря, забываешь о том, что
на дворе уже ХХI век, и невольно погружаешься в далекое прошлое, когда
на земле водились прекрасные и ужасные, благородные и бесчестные,
храбрые и трусливые, честные и лживые удивительные существа… Впрочем,
если задуматься, все было так же, как и в наши дни.
Елена ЛЯКИНА
|