Автор: Дарья Цветкова
Если Запад всегда стремился познать и покорить природу, то Восток видел задачу человека в сохранении тайны мироздания, о которой можно говорить лишь символами и намеками. Этот подход нашел отражение и в традиционной восточной живописи, которая представляла собой не просто видение художником окружающего мира, а воплощение целого комплекса философских идей.
Китайская картина
Китайская национальная живопись - это совершенно уникальное явление, которое европейцу зачастую понять довольно сложно. Даже материалы для создания картин разительно отличаются от традиционного холста, акварели или масла - как правило, это шелк, тонкая бумага из бамбукового волокна (на ней писались картины-свитки, хранившиеся в изящных ларцах), минеральные или растительные краски. Многие произведения выполнены черной тушью, основоположником этого течения в живописи стал знаменитый художник, музыкант и поэт Ван Вэй.
На китайских картинах не увидеть объемов и глубины, они линейные, но при этом тонкие, изысканные, создающие ощущение простора и бесконечности. Традиционная живопись Поднебесной представлена определенными жанрами, это «цветы и птицы», анималистика, «горы и вода», портрет. Каждая деталь изображения наделяется особым смыслом. Так, например, горы - олицетворение мужского начала ян, тогда как вода считалась воплощением женского начала инь, из их единения и возникает Вселенная. Изображение человека, как правило, теряется на фоне грандиозных ландшафтов, это символизирует беспомощность людей перед силами природы (в отличие от европейской традиции, которая сосредотачивалась на внутреннем мире человека).
[]
Особое внимание китайские художники уделяли деревьям. Сосна считалась олицетворением стойкости и сдержанности, ива - красоты и гибкости, бамбук служил воплощением высоких моральных качеств, а дикая слива мэйхуа - кристальной чистоты помыслов. Язык символов и иносказаний - это основа всего традиционного китайского искусства.
Японская живопись
Исторически в японской живописи сложилось несколько школ. Суибокуга (другое название суми-э) - это монохромные картины, написанные тушью на шелке или тонкой рисовой бумаге. Основателями этого направления стали буддистские монахи, для которых нанесение черно-белого изображения на ткань было своеобразной духовной дисциплиной, средством медитации и размышлений, поэтому особое внимание уделялось не внешней форме каждого объекта, а его внутреннему содержанию.
Еще одно направление японской живописи - ямато-э, яркие картины, изображающие литературные или исторические сюжеты. Это было светское искусство (в отличие от суми-э), именно в таком стиле расписывались императорские дворцы и дома знати. Особое место в стилистике ямато-э отводилось временам года, которые символизировались с помощью изображения растений. Так, орхидея олицетворяла весну, слива - зиму, бамбук - лето, а хризантема - осень. Наиболее яркие представители этой школы - Фудзивара Таканобу и Фудзивара Нобудзанэ (XII-XIII века).
Техника японской гравюры носит название укие-э, наибольшего расцвета она достигла в XVIII веке. Первоначально это были исключительно черно-белые изображения, позже их стали подкрашивать красным цветом. Японская гравюра отличается изысканностью, большим вниманием к деталям - как художественным, так и техническим, однако это не помешало ей стать самым доступным видом национального изобразительного искусства. Основателем школы укие-э считается Моронобу Хисикава.
Каллиграфия
Одним из видов восточной живописи называют каллиграфию - искусство изображения слова на шелке или бумаге. Возникла она в Китае, где красивое написание иероглифов было возведено в культ, а затем пришла в Японию. Неслучайно живопись обеих стран во время своего зарождения казалась очень каллиграфичной, ведь она создавалась по тем же правилам.
Достоинства почерка считались на Востоке не просто свидетельством терпения и аккуратности, но и отражением духовного мира человека, его высоких моральных качеств, поскольку, по убеждению художников, кисть выступала способом выражения своих чувств - умиротворенности, гнева, радости или тревоги. Поэтому каллиграфия рассматривалась не просто как умение воспроизводить иероглифы, а как настоящее искусство жить в гармонии с окружающим миром.
Арабское письмо
До высшей степени совершенства каллиграфия была доведена в арабских странах. Ислам запрещает изображение людей и животных, поэтому художники переписывали Коран, стараясь сделать это красиво и затейливо, оформив страницы изысканной вязью букв и орнаментов. Позже этот стиль письма был перенесен из духовных книг в светские, а затем - на бытовые предметы, вазы, ткани, ковры.
Именно арабскими живописцами был придуман уникальный метод «муссана», когда одна половина текста была отражением второй. Иногда текст (например, изречение из Корана) расписывался в форме минарета, птицы или дерева. Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и медресе (духовном училище), однако стать настоящим мастером этого тонкого искусства мог лишь истинный художник.
|