Автор: New me
Всем
известно еще из школьной программы, что благодаря познавательным
процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом
каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию
об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятие дает
их целостное представление (образы), память хранит воспринятое, мышление
и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы.
Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы…
Возможно, легко было бы обойтись без восторга и восхищения, а
также разочарования и уныния, удовольствия и горькой досады, страданий и
радости, без нежной любви и жгучей ненависти. Но невозможно представить
нашу жизнь без эмоций! [] Не случайно с давних пор возникало
представление о триаде в структуре психической жизни (душа — это ум,
воля и чувство), о противоположности ума и сердца — «ум с сердцем не в
ладу». И хорошо было бы воспользоваться советом С. Я. Маршака: «Пусть
будет добрым ум у вас, а сердце умным будет», но, как правило, в жизни
такая «золотая середина» встречается редко. Люди не в состоянии
урегулировать эмоции и стараются негативные эмоции просто скрывать,
однако это не проходит бесследно — тело начинает болеть.
В то
время как изучению познавательных и волевых процессов наука всегда
уделяла внимание, исследование эмоциональной жизни оставалось уделом
искусства, поэзии и музыки. Если философия всегда уделяла внимание
эмоциям, понимая всю важность эмоций для самосознания человека, то, как
ни странно, психология обратилась к изучению эмоций и чувств только в
двадцатом столетии. Одними из главных вопросов остаются те, с которых мы
начали: «Зачем человеку нужны эмоции и чувства? Каковы их функции,
какую роль они играют в психической жизни человека?» Оказалось, что
ответить на этот вопрос односложно нельзя.
Дело в том, что эмоции
и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько: как и все
познавательные процессы, эмоции и чувства представляют собой отражение
реальной действительности, но только в форме переживания; в эмоциях и
чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти
потребности удовлетворяются.
Эмоции (от лат. emovere — потрясаю,
волную, возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой
значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся
прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или
неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции считаются одним из
главных регуляторов деятельности. В роли базовой формы эмоций выступает
эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически
обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно
важные впечатления, например, вкусовые. Это реакции как человека, так и
животных, на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они имеют
ярко выраженную субъективную (личностную) окраску и охватывают все виды
чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением наших
потребностей (и тогда имеют знак «+» (положительные эмоции) и
неудовлетворением их (со знаком «-» (отрицательные эмоции).
Некоторые
исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие
состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся
под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции
разрушают и дезорганизуют поведение человека, являются источниками его
болезней (психосоматических заболеваний). Другие же, напротив,
утверждают, что эмоции играют позитивную роль в мотивации и направлении
поведения людей, их функция — мобилизация и в то же время
урегулирование.
|