Какую тайну истории может заключать в себе знамя, если то, что изображено на нём — очевидно и понятно без объяснений? Однако совсем не так просто было понять символику знамен японских самураев — причем знамен не только большого размера, но и совсем небольших, развивавшихся у них за спиной.
А что бы, например, вы сказали, если бы треть ваших солдат только тем в бою и занималась, что носила всевозможные флаги, причем это не преувеличение, а именно так и обстояло дело в средневековой Японии! Между тем различие в культурах как раз и начинается с различия в языках, символах и знаках, в том числе и в тех символах, что исстари употреблялись воинами разных стран в бою.
Что может быть проще хата дзируси?
Начнем с того, что геральдика в Японии имела то же значение, что и в средневековой Европе. Герб или эмблема помогали опознать павшего и заслужить награду его победителю, принесшему своему господину отрубленную голову в качестве свидетельства своего подвига. Такая практика издавна существовала в Японии, и вот
Однако, если в Европе гербы рыцарей помещались на щитах, то у японских воинов
Черный рисунок на белом либо красном фоне — вот вам и все знамя, причем заметное даже издалека. Ничего проще нельзя и придумать, потому что изображались на этих монах черный круг на белом поле, рисовый серп, цветок павлонии, а то и просто
Изображали моны также на маку — огромных матерчатых ширмах, которыми окружали то место, где полководец со своим штабом находился во время сражения, а также на кусках ткани, крепившихся на шлеме (каса дзируси) и на обоих наплечниках (содэ дзируси), нужных для того, чтобы в сутолоке боя определять своих и чужих.
Нобори и сасимоно
Поскольку со временем кроме самураев в японскую армию попало ещё и множество крестьян, проблема идентификации войск на поле сражения встала особенно остро. Например. в 1572 г. в армии Уэсуги Кэнсина из общего количества в 6871 человек 6200 были пехотинцами, из которых 402 являлись знаменосцами, превосходивших своим количеством даже мушкетеров! Теперь наряду со старыми, появились ещё и новые виды флагов — например, нобори, имевший узкое полотнище пришнурованное к древку в форме буквы «Г», благодаря чему оно не скручивалось на ветру и было хорошо заметным в любую погоду.
Некоторые нобори были столь велики, что знаменосцу приходилось нести его закрепленным у себя на спине, а двум, а то даже и четырем идущим рядом с ним воинам (обычно это были
Удивительно, но помимо собственно флажков — в общем то, удобного и хорошо заметного издали знака, — существовали и сасимоно в виде объемных фигур, порой самого фантастического вида! Вот тут уж, где фантазия самураев просто не знала себе границ! Плюмажи из перьев и меховые шары, деревянные позолоченные тыквы и золотые веера, толкушки для риса (причем огромные!), сделанные из бумаги и картона, крепились к тем же древкам, что и флаги сасимоно. Впрочем, порой и самих этих флагов было уже несколько: 2,3,5 — лишь бы только выделиться перед всеми!
«Золотой веер» и «тысяча тыкв»
С появлением огромного количества всевозможных опознавательных знаков теперь выделяться понадобилось и самим даймё, которые придумали себе для этого особые штандарты —
«Большой штандарт» Такэда Сингэна имел вид типичного нобори синего цвета с начертанным на нем изречением китайского полководца Сун Цзы: «Быстрый, как ветер, смертельный как огонь, молчаливый как лес, и твердый, как скала» — ставшее потом его собственным девизом. Токугава Иэясу узнавали по большому золотому вееру, а его противника Тоётоми Хидэёси по штандарту «тысяча тыкв», представлявшего собой огромную связку позолоченных тыкв, каждая из которых символизировала одну его победу на поле брани, хотя всего их, конечно, и было намного меньше тысячи!
А вот первый объединитель страны полководец Ода Нобунага имел большой красный зонт. Немало было в Японии и штандартов с христианской символикой, причем некоторые — в частности флаг защитников замка Хаара, самым удивительным образом сохранились до наших дней! Впрочем, буддистская символика на знаменах самураев все же превалировала. Все тот же Иэясу Токугава, например, с гордостью носил хата дзируси с девизом «Отрекись от этого грязного мира и обретешь Чистую Землю», который принадлежал буддийской секте Дзёдо.
Особенно трудно было носить фукинуки — длинный объемный вымпел в виде карпа — популярный в Японии символ Праздника мальчиков, поскольку ветер надувал его, словно огромную колбасу. Нередко даймё приказывали поднимать над полем сражения свои шлемы на острие копья, а так как они очень часто были нелепо и вычурно украшены, то становились в этом случае знаком опознавания, потому, что то, как выглядел шлем господина знала вся армия.
Хоро — «мешок за плечами»
Ещё одним из знаков различия самураев, помимо знамен, являлась хоро — атрибут военного снаряжения всадников, представлявшая собой накидку из ткани, натянутую на каркас из бамбуковых прутьев и носимую за спиной. Во время скачки хоро надувалась ветром, и были хорошо заметны издали. Обычно хоро носили гонцы даймё, чтобы их сразу же можно было отличить от других воинов, поэтому случалось и так, что и хоро и сасимоно они носили одновременно и уж вот в этом случае не заметить такого вот вестника было просто нельзя! Впрочем, иным гонцам хватало и одного сасимоно, впрочем, увеличенного размера. Так, концы Иэясу Токугава имели сасимоно с иероглифом го (цифра 5) — мистическое число, символизировавшее бога Фудо. А вот его личные телохранители вместо хоро носили позолоченный веер на древке, перечеркнутый в верхней части двумя черными полосками наискось!
Так что в
Флаги почитались, но совсем не так, как в Европе! Например, при штурме
Источник: http://www.rumbur.ru/