Надежда Ионина
Янтарный
кабинет был задуман архитектором и скульптором Андреасом Шлютером во
время восшествия на престол прусского короля Фридриха I. Первоначально
он предназначался для убранства одного из залов большого Королевского
дворца в Берлине. А. Шлютер создал проект, а для воплощения своего
замысла пригласил из Дании Г. Вольфрама, который поначалу был
руководителем резчиков, а потом и вовсе возглавил работы, так как
первоначальная идея претерпела изменения. Взбалмошному правителю Пруссии
пришла в голову мысль украсить янтарным кабинетом свой загородный
дворец в Потсдаме и тем самым превзойти роскошь Версаля. Теперь янтарные
панели предназначались для галереи в замке Шарлоттенхоф.
[]
Работу
завершили в 1709 году, но это был несчастливый год для создателей
чудесного кабинета: янтарные панно, которые были плохо закреплены,
рухнули, и король в гневе приказал изгнать А. Шлютера из страны.
Ни
янтарный кабинет, ни янтарная галерея так и не были закончены: Фридрих I
умер, новый король Фридрих-Вильгельм I, осуждавший мотовство своего
отца, работы прекратил. Но и в незавершенном виде янтарные панели
представляли собой шедевр ювелирного искусства. Это были мозаичные панно
с удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов,
цветочных гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня разных
оттенков — от светло-прозрачного до темно-желтого.
Известно, что
янтарь — это застывшая смола хвойных деревьев, и его родословная уходит в
далекую старину. Есть что-то притягивающее и глаз, и душу в этом
самоцвете. Недаром с очень древних времен приметили его люди, еще в
каменном веке, делая из янтаря фигурные поделки и украшения. Янтарь был
универсальным платежным средством, и ценился он дорого. Его приобретали
охотно, потому что и золото, и медь, и бронзу, и соль можно было
потребовать в обмен или в уплату за эти перламутровые, белые, дымчатые,
голубоватые камни.
Уникальность творения немецких мастеров еще и в
том, что до них из этого самоцвета (опять же из-за его ценности и
дороговизны) делали в основном ювелирные украшения, резные кубки, вазы,
шкатулки и табакерки, инкрустации мебели и облицовки. Картины были
созданы впервые.
Стены Янтарной комнаты представляли собой панно
из полированных янтарных пластинок — целые полосы красочных драгоценных
самоцветов. Лучисто-прозрачные, желтые, желтовато-коричневые оттого, что
смоляной натек в янтарном лесу был обращен к солнцу, они притягивали
взор каждого. Иногда встречались красивые кусочки облачного янтаря с его
причудливыми узорами, напоминающими то языки пламени, то кучевые
облака. Попадались и, словно чуть запыленные, пластинки дымчатого
янтаря.
Все было так удивительно ладно подобрано, так выдержано в
единой мягкой красочной гамме, что взгляд просто невозможно было
оторвать. В объемные резные украшения вплетались орнаментальные
мозаичные композиции из яшмы, сделанные искусной рукой большого мастера.
На белых с золотом подзеркальниках, на золотистых пилястрах сверкало
солнце.
Спустя несколько лет Фридрих-Вильгельм I преподнес это
сокровище в дар русскому царю Петру I, который со своим Великим
посольством в 1716 году отправился в Польшу, Германию, Голландию.
В
Берлине празднества в честь русского царя были грандиозными и
торжественными — со снопами фейерверков, фонтанами из вина и набитым
птицей и дичью зажаренным быком для горожан На другое утро Петр I шумно и
любопытно рассматривал Потсдам — город дворцов, парков и храмов.
Некоторые
исследователи считают, что «фельдфебель на троне» (как называли
прусского короля), не очень разбиравшийся в искусстве, просто не знал,
что делать с Янтарным кабинетом, и был счастлив избавиться от него под
благовидным предлогом. Однако это не совсем так: Фридрих-Вильгельм I, не
в пример отцу, отличался великой скупостью, о которой в истории
сохранились легенды. Так что цену вещам он как раз знал очень хорошо.
Не
желая тратиться на завершение работы, Фридрих-Вильгельм I распорядился
янтарными панно достаточно умно и расчетливо, сделав дипломатический и
политический дар с далеким прицелом. Пруссия тогда нуждалась в таком
могучем союзнике, как Россия, недавно одержавшая победу над шведами. Но и
русский царь не остался в долгу. За панно он подарил прусскому королю
55 русских солдат ростом более двух метров — король именно таких
гигантов собирал для своей гвардии по всей Европе.
Кабинет
упаковали и с большими предосторожностями переправили в Петербург, где
Петр I более пристально присмотрелся к подарку. Присмотрелся. и потерял к
нему всякий интерес. Янтарный кабинет был отправлен в служебные покои
Летнего дворца, где и находился до 1743 года, пока у императрицы
Елизаветы Петровны не возникла идея убрать Янтарным кабинетом покои
нового Зимнего дворца.
Для этого мастеру А. Мартелли поручили под
присмотром Варфоломея Растрелли «исправить кабинет». Так в нем
появились новые детали отделки — зеркальные пилястры, четвертая янтарная
рама, изготовленная в Кенигсберге и присланная Елизавете в подарок
следующим прусским королем — Фридрихом II.
В 1755 году
императрица распорядилась вновь перевезти Янтарный кабинет — теперь уже в
летнюю резиденцию Царского Села. Во исполнение царского распоряжения 76
специально подобранных гвардейцев, силачей и аккуратистов отправились в
пеший поход из Петербурга в Царское Село. Они попарно несли носилки, на
которых лежали ящики с убранством кабинета. Не спеша двигались солдаты,
шесть дней затратили они на свой переход в 25 верст. Но, в конце
концов, в целости и сохранности комната была доставлена на место.
Здесь
под руководством все того же В. Растрелли кабинет превратился в
знаменитую Янтарную комнату. Предназначенное для нее помещение
отличалось своими размерами от соответствующего помещения Потсдамского
дворца, так как здесь янтарную облицовку надо было разместить в зале
площадью свыше 100 квадратных метров и высотой 8 метров.
Растрелли
должен был иначе, чем в Зимнем дворце, размещать янтарные панно, и
поэтому пришлось добавить зеркала в белых с золотом подзеркальниках и
золотые бра. Их сделали русские мастера Иван Копылов, Василий Кириков и
Иван Богачев.
Кроме того, Растрелли ввел дополнительные пилястры,
которые чередовались с картинами, а поверх них он спроектировал резной
золоченый фриз. Были изготовлены и расписаны под янтарь новые панели,
впоследствии замененные натуральными самоцветами.
Дальнейшие
работы велись уже под руководством Ф. Роггенбука, принятого на службу
хранителем Янтарного зала, и его сына Иоганна. Только к 1770 году
Янтарная комната приобрела законченный вид и стала одним из главных
украшений Екатерининского дворца.
Французский поэт-романтик Т.
Готье, впервые увидевший Янтарную комнату в середине XIX века, писал о
ней: «Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем не так, как в
«Тысяче и одной ночи» или в волшебных сказках, когда архитектура дворцов
доверена волшебникам, гениям и джиннам; дворцов, в которых мы видим
залы из бриллиантов, рубинов или других драгоценных камней, обычно
считаемых сокровищами. Здесь слово «янтарная зала» является выражением
не поэтической гиперболы, а реальной действительности.
Это не
тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших
размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной
мозаикой.
Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве,
захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю
гамму, — от пылающего топаза до светло-лимонного. Золото резьбы кажется
тусклым и фальшивым на фоне янтаря, особенно тогда, когда солнце
освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».
Около
200 лет Янтарная комната сохранялась почти без изменений. Но, когда в
сентябре 1941 года, последний отряд бойцов, оборонявших Царское село,
отошел на Пулковские высоты, она была еще не демонтирована. И вывезти ее
не успели.
Фашисты ободрали Екатерининский дворец буквально как
липку: со стен срезали шелковые обои, выломали наборные паркетные полы,
сняли и увезли двери.
Специальные команды тщательно отбирали и
отправляли в рейх бесценные музейные сокровища Среди них была и Янтарная
комната, которую вывезли в конце 1941 года в столицу Восточной Пруссии —
город Кенигсберг. С тех пор она пропала. Существует около десятка
различных версий, куда же делся всемирно известный шедевр? У каждой
версии есть свои сторонники и свои противники, каждая подкреплена
какими-то документами. И ни в одной из них полной уверенности нет, иначе
комнату давно бы уже нашли. Но как только исследователи вплотную
подходят к разгадке тайны, что-то непременно случается или умирает
важный свидетель, или пропадают документы, или еще что-то.
Нельзя
упускать из виду и другие обстоятельства. Очень возможно, что
нахождение Янтарной комнаты связано с такой важной тайной, что сильные
мира ни за что не допустят ее раскрытия. И, пока не выяснится, какая же
тайна связана с этим шедевром, искать Янтарную комнату можно почти
вечно.
Почему именно Янтарная комната стала всемирно известной
пропажей и почему именно ее ищут всевозможные комиссии, экспедиции,
десятки и сотни энтузиастов? Разве мало награбили гитлеровцы в годы
войны? Разве другие шедевры менее значимы для русской культуры?
Может быть, следует предположить, что Янтарная комната важна не сама по себе.
Она
лишь часть, лишь наиболее известный и осязаемый образ несметных
богатств, украденных у нашего народа. Когда ищут Янтарную комнату, ищут
не ящики с драгоценностями, а тайные укрытия, куда успели спрятать
бесценные реликвии.
Куда исчезли, например, икона XV века
«Апостол Петр» и икона XVI века «Архангел Михаил»? Может быть, потому и
прячут не столько «Бернштайнкабинет», сколько тайны куда большего
масштаба? Стоимость всех похищенных фашистами и до сих пор не найденных
шедевров оценивается триллионами долларов. Где-то ведь эти шедевры
должны храниться? И если кто-то действительно знает их местонахождение,
он не остановится ни перед чем ради сохранения этой тайны.
|