Автор: Надежда Ионина В начале XVIII века на крутом высоком уступе над Финским заливом кипела работа.
Сотни
солдат и крепостных крестьян рыли каналы, прокладывали аллеи, сажали
деревья. Суетились садовники, мастера фонтанного дела, резчики по камню и
дереву. Важно прохаживались архитекторы.
Иногда появлялся высокий стремительный человек в мундире Преображенского полка.
Размашистым
шагом он поспевал всюду: собственноручно набрасывал план парка,
указывал направление аллей, выбирал места для дворцов и фонтанов. Петр I
строил свое любимое детище — Петергоф. Камень, мрамор и бронза
объединялись в сказочно прекрасный ансамбль с зеленью деревьев и
голубыми просторами моря.
[]
От берега моря до самого дворца был
прорыт канал, море как бы подступало к дворцу, еще не законченному, но
уже горделиво высившемуся на краю обрыва. Еще ни одна резиденция в мире
не имела такого въезда. Не достроены были и каменные лестницы, которые
спускались уступами в парк, где садовники распоряжались посадкой
привезенных из-за границы цветов, а фонтанные мастера наблюдали за
прокладкой деревянных труб.
В 1723 году, когда наконец забили
фонтаны, уже нельзя было подойти на яхте к самому дворцу. На общей
площади в 21 гектар был разбит парковый ансамбль с каскадами и
фонтанами, некоторые из которых (так называемыми «шутихи») начинали бить
внезапно, обливая водой оторопелого зрителя.
Жемчужиной парка
стал ансамбль Большого каскада. Каменные лестницы превратились в уступы,
по ним сплошной прозрачной пеленой сбегала в канал вода. Семь уступов,
семь порогов ежесекундно сбрасывают 34 000 литров воды. С каждой ступени
били вверх и разбегались легкими радужными брызгами высокие тонкие
струи. Между ними спускалась вниз торжественная аллея свинцовых
золоченых статуй древних богов и героев, сверкающих на солнце. А внизу, у
подножия каскада и дворца, вода с шумом и пеной падала в широкий
бассейн, прозванный «ковшом». В центре его возвышается на скале мощная
фигура ветхозаветного силача Самсона, раздирающего пасть льва.
Из львиной пасти бьет мощный фонтан — столб воды вздымается вверх на 20 метров.
Эта
скульптурная группа окружена небольшими водометами, струи воды бьют из
пастей дельфинов или из рогов, в которые дуют тритоны и водяные нимфы.
Скульптура
«Самсон» должна была увековечить торжество России над «свейским львом»
(Швецией), победу, одержанную под Полтавой в день Святого Самсона в 1790
году. Но Петру I не довелось увидеть Самсона, созданного талантливым
скульптором Карло Растреллии — отцом знаменитого зодчего. Когда
легендарный библейский герой встал на свое место, царя Петра уже не было
в живых.
Работы на некоторое время прекратились, но потом
началась отделка Верхних палат, Большого грота, галереи, канала и
гавани. Закончив Марлинский каскад, строители принялись возводить Каскад
драконов.
Непосредственно к ансамблю Большого каскада примыкает
Большой дворец, расположенный на террасе, откуда открывается
великолепный вид на Финский залив.
Белое 3-этажное здание дворца,
с его симметрично расположенными флигелями и высокой, изысканно
прорисованной фигурной кровлей, с огромными окнами выглядело удивительно
пластичным и праздничным. Здесь была целая анфилада гостиных и парадных
залов с нарядными расписными плафонами, деревянной золоченой резьбой,
рельефными лепными панно, с большими зеркалами и затейливым орнаментом
высоких белых дверей. Среди больших торжественных залов особо выделяется
Портретный, через который как бы незримо проходит основная
композиционная ось всего прославленного ансамбля. В нем развешено 368
работ художника Пьетро Ротари.
В Большом дворце сохраняется рабочая комната Петра I, так называемый «Дубовый кабинет».
Дочь
Петра I, Елизавета, внеся в проект существенные изменения, продолжила и
расширила строительство. Другие правители тоже приспосабливали Дворец к
своим вкусам, в том числе и Екатерина II.
В парке есть и другие,
не столь грандиозные дворцы и павильоны, в частности, любимый кирпичный
домик царя Петра, выстроенный «на голландский манир» — Монплезир, что
означает «Мое удовольстве». Он был сооружен прямо на берегу Финского
залива, и Петр I жил в нем, пока строился Большой дворец.
Для
Петра I было построено и изящное 2-этажное здание митаж, в верхнем этаже
которого находилась трапезная. Центральная часть овального орехового
стола, рассчитанного на четырнадцать персон, поднималась и опускалась с
помощью подъемного устройства, чтобы слуги на первом этаже могли
переменить блюда.
|