Дипломатов зачастую ценят гораздо больше чем политиков и функционеров. В России дипломатическая служба всегда была на особом счету, хотя далеко не все знают её наиболее ярких представителей. Речь идёт о людях, которые определяли облик страны для окружающего мира и от которых зависели вопросы войны и мира.
[]
Иван Висковатый
Первым официальным дипломатом России называют Ивана Михайловича Висковатого. Он служил первым подьячим Посольского приказа, который был создан Иваном Грозным в 1549.
Именно от основания этого учреждения отсчитывают историю российской дипломатической службы. Иван Висковатый был одним из наиболее приближённых к царю людей. Был доверенным лицом государя в деле о престолонаследии. Он выступал за наступление на Ливонию, которое положило начало Ливонской войне, а потом вёл переговоры с ливонскими послами. При нём были подписаны союз с Данией, двадцатилетнее перемирие со Швецией. Впрочем, как и многие влиятельные люди из окружения Ивана Грозного, Иван Михайлович очень легко попал в немилость. По подозрению в причастности к боярскому заговору глава Посольского приказа был казнён 25 июля 1570.
Алексей Бестужев-Рюмин
Одна из легенд российской дипломатии — граф Алексей Бестужев-Рюмин. В 1720-м он был назначен резидентом в Дании, а через четыре года добился от датского короля признания Петра I Императором. Наряду с этим важным политическим успехом Россия получила право беспошлинно проводить суда из Балтийского в Северное море через Зундский пролив.
Бестужев-Рюмин после этого служил в Гамбурге, был чрезвычайным послом в Нижней Саксонии. В итоге дослужился до титула графа, Елизавета назначила его Канцлером Российской империи и президентом Коллегии иностранных дел. Бестужев-Рюмин фактически проводил всю внешнюю политику империи. Кстати, ему принадлежал Каменный остров в устье Невы.
Александр Грибоедов
Один из наиболее известных широкой публике российских дипломатов прославлен благодаря литературе. Это Александр Грибоедов. Он поступил на службу в Коллегию иностранных дел в качестве переводчика в 1817-м, его почти сразу определили в русскую миссию в США, но Грибоедов отказался.
Тогда его назначили на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии. Предстояли длительные командировки в Тегеран и Тифлис. В это время он пишет «Горе от ума». Во время работы в Персии и на Кавказе Грибоедов выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский. Он участвовал в заключении Туркманчайского мирного договора, который завершил русско-персидкую войну в 1828, лично доставил трактат в Петербург и был назначен послом в Иран. Во время поездки для официального представления шаху 30 января 1829 на дипломатов напала взбунтовавшаяся толпа. Были убиты все, кто находился при посольства, кроме секретаря Ивана Мальцова.
Александр Горчаков
Князь Александр Михайлович Горчаков посвятил дипломатической службе всю жизнь. Он был назначен министром иностранных дел при Александре II в 1856 после унизительного для России поражения в Крымской войне, когда надо было переосмыслить сами принципы отношений с зарубежными странами.
Князь Горчаков в итоге стал олицетворением поворота от так называемого «дворянского интернационализма» к принципу защиты национальных интересов. Его девиз — «Россия сосредотачивается». Его главными целями в начале работы стала отмена наиболее опасных ограничений, навязанный России — в частности, запрета иметь военный флот в Чёрном море. При этом Горчаков определил приоритетный курс для дальнейшей внешней политики в свете германской угрозы — союз с Францией. За 26 лет он буквально преобразил министерство и придал дипломатической службе вид, который она сохраняла вплоть до Октябрьской революции.
Андрей Громыко
Дипломатическая карьера Андрея Андреевича Громыко начиналась с подготовки Тегеранской, Потсдамской и Ялтинской конференций, а завершилась практически на самой высшей точке — когда он совмещал должности министра иностранных дел, председателя президиума Верховного совета и замглавы Совета Министров СССР. Он возглавлял советскую делегацию на конференции по созданию ООН в 1944, потом был первым постпредом СССР при организации, затем — первым замглавы МИДа, послом в Великобритании. Министерство Громыко возглавил в 1957 и руководил им 28 долгих лет. Это было время гонки вооружений и попыток остановить её, время Кубинского кризиса и шагов по предотвращению ядерной войны, которые обернулись подписанием соответствующего соглашения в 1973-м.
На Западе Громыко называли «Мистер нет» — как Молотова — за жёсткую манеру вести переговоры. Впрочем, отмечают, что это было целое искусство по выматыванию противника, которое позволяло выторговать наиболее существенные уступки.
http://diletant.media/
|