20
января 1899 года из России в Канаду прибыли первые эмигранты-духоборы.
По законам Российской империи их религия считалась «преступлением против
веры» и преследовалась в рамках уголовного права. []
В царской России религиозная жизнь была тесно
сопряжена со светским законодательством. В «Уложение о наказаниях
уголовных и исправительных» от 1845 года «преступлениям против веры»
была посвящена целая глава, содержавшая 32 статьи. Так, распространение
нехристианской веры наказывалось плетьми с наложением клейм и каторжными
работами в крепостях на срок от восьми до десяти лет. Последователям
русских протестантских сект за распространение своей веры, согласно
207-ой статье полагалась ссылка. Основным же посылом к религиозной
эмиграции стал закон 1874 года о всеобщей воинской повинности.
Эмиграция русских старообрядцев за границу началась
вскоре после Собора 1667 года и особенно усилилась в правление царевны
Софьи и при патриархе Иоакиме. Первоначальными регионами их расселения
стали земли Речи Посполитой, земли балканских владений Османской империи
(княжества Валахия и Молдова) — Добруджа и Буковина, где они
пользовались полной свободой вероисповедания. Старообрядцы-эмигранты не
жили обособленно, русские общины за рубежом были прочно связаны с
московскими центрами, шел постоянный интеллектуальный и финансовый
обмен.
С конца 1880-х годов русские старообрядцы начали переселяться в США.
Одними из первых в Новый Свет отправились поморские старообрядцы из
Сувалок (Польша) и сельских районов вокруг Минска. Первое упоминание о
переселении поморских старообрядцев (беспоповцев) в Пенсильванию
относится к 1888 году. Старобрядцы работали на шахтах на юго-западе
Пенсильвании, а затем переселились в Эри. Кроме того, общины были в
Нью-Джерси, Калифорнии и Мичигане.
Духоборство отрицает всякую христианскую
обрядовость, богослужение в общине совершается в комнате, пост считается
воздержанием от дурных мыслей и дел, брак не считается таинством. Также
духоборы отказываются от военной службы и присяги вообще. Во время
правления Александра I к духоборам было положительное отношение, по этой
причине этот царь пользуется у духоборов особым почтением. Расположение
властей духоборы потеряли при Николае I. В 1841 началась высылка
духоборов в Грузию и Азербайджан. Между 1841—1845 было переселено около
5000 духоборов. После введения в 1887 году на Кавказе всеобщей воинской
повинности по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895
году несколько тысяч духоборов заявили властям о своём полном отказе от
военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу все имевшееся у
них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. Тогда
духоборы стали подвергаться гонениям со стороны властей и было принято
решение о эмиграции.
Помощь духоборам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр
Кропоткин. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения,
Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение»В
1898—1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в
неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов
пророчествовали: « Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он
потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами».
Ещё одной общиной, чьи члены были вынуждены
эмигрировать из Российской империи в конце XIX века стали меннониты.
Меннониты, основу которых составляли немцы и голландцы, переселялись в
Россию ещё со времен Екатерины II. Она обещала переселенцам свободу
вероисповедания и свободу от гражданской и военной службы. Когда в 1874
году все колонисты в России были признаны подлежащими воинской
повинности, это было воспринято меннонитами как требование, несогласное с
их религиозными убеждениями, и значительная их часть решила выселиться
из России. Из одной Таврической губернии переселилось в Америку до 1876
около 900 меннонитских семейств и почти столько же из
Екатеринославской. Меннониты поселились компактными общинами в штатах
Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Основным их занятием, как и в
России, стало земледелие. Меннониты не забыли о России: в 1919 году, в
период Гражданской войны, они отправили в страну помощь нуждающимся —
денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов.
Показательной в плане религиозного эмиграционного
процесса может считаться эмиграция из России общины молокан. Их
преследование началось в середине XIX века. Тогда они были высланы из
Тамбовской, Саратовской и Воронежской губерний на Кавказ, на границу с
Турцией и Персией. В 1879 году в Российской империи была объявлена
всеобщая воинская повинность, которую молокане, по религиозным
принципам, не могли нести. Тогда у них и возникла мыль об эмиграции. В
Канаду и США от общины были отправлен «ходоки». Они принесли о жизни за
границей достаточно противоречивую информацию, но в 1902 году община
молокан на Кавказе большинством голосов все же приняла решение
переселяться в США. Основным фактором стало отсутствие всеобщей воинской
повинности и свобода религии в США. Российская власть проявила к
молоканам относительную лояльность: около 60% членов общины получили
загранпаспорта, остальные 40% семей имели детей, подлежащих воинской
повинности, и им было отказано в выезде из страны. Им пришлось
нелегально переходить границу с Турцией и Персией.
Серьезную помощь в эмиграции оказали купцы-староверы, комитеты русской
интеллигенции, писатели Лев Толстой, Максим Горький. 75% расходов на
переселение молокан они взяли на себя. Большая часть молокан осела на
западном побережье США, в Калифорнии. Исповедуя принцип «не убий» и
считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину
и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства.
В разгар хрущевской антирелигиозной компании в 1961
году, за создание группы, деятельность которой «сопряжена с причинением
вреда здоровью граждан», был осужден житель Черногорска Григорий
Ващенко и еще несколько пятидесятников.В октябре 1962 двоюродный брат
осужденного, Петр, вместе с женой Августиной и двумя детьми попытались
пробиться в Посольство США с прошением о политическом убежище, но они
были задержаны милицией и отправлены назад в Черногорск.С октября 1962
по май 1968 года пятидесятники в разном составе предприняли еще
несколько попыток эмигрировать. Наконец, 20 апреля 1978 года Пётр
Ващенко с женой получили приглашение в США от пресвитерианского пастора
из Алабамы. В июне 1978 семеро пятидесятников вновь ринулись в
Посольство. Семья Ващенко встретилась с послом Туном, американскими
сенаторами и конгрессменами. Восемьдесят членов Палаты представителей
Конгресса США направили письмо Леониду Брежневу с просьбой разрешить
выезд пятидесятникам. В апреле 1983 года Лидии разрешили эмигрировать в
Израиль. Оттуда она прислала вызов оставшимся членам семьи, и в 1985
году «сибирская семерка» поселилась в штате Вашингтон. На исполнение
мечты у Ващенко ушло более двадцати лет.
Революция и свержение монархии стали причиной
такого явления как религиозная реэмиграция. В «новую Россию» стали
возвращаться те, кто вынужден был покинуть страну. Процесс этот был в
рамках страны не таким массовым, как эмиграция, но в этом случае важно
не количество, а качество: многие из вернувшихся имели хорошую
богословскую подготовку и ехали в Россию для того, чтобы проповедовать.
Судьба многих из них сложилась трагически: религиозные культы плохо
совмещались с генеральной линией партии.
В этом отношении показательна судьба пятидесятника Ивана Воронаева. Он
эмигрировал из России в 1912 году. В Америке закончил библейский колледж
в Беркли. Уже будучи баптистом, в Нью-Йорке Воронаев познакомился с
пятидесятниками и принял крещение Святым духом. Через два года, в 1921
году, Воронаев вернулся в Россию, поселился в Одессе и основал там
церковь пятидесятников. Уже через несколько лет в ней были десятки
верующих.
В 1930 году Воронаев и его единомышленники были сосланы в лагеря. Потом
была ссылка в Калужскую область и повторный арест. Умер Воронаев в
лагере. По одной из версий, конвоиры спустили на него сторожевых собак,
когда он от усталости задерживал колонну заключенных, возвращавшихся с
работ. Бюст Воронаева высечен на памятнике «Героям веры» в Одессе.
Алексей Рудевич
|