Если архитектура — это застывшая музыка, то её создатели — композиторы. Вспомним 7 главных русских архитекторов.
[]
1
Федор Конь (1540-1606)
Смоленск. Крепость. Башня. XVI-XVII вв.
По сути, первый русский архитектор-строитель крепостей. Будучи сыном
крестьянина, он бежал в Европу, где получил блестящие частное
образование. Затем он работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше,
Италии, где зарекомендовал себя отличным мастером. Вернувшегося на Русь
Федора, естественно, посадили в тюрьму, но вскоре выпустили и дозволили
творить. Пару лет он строил лавки и сараи, а затем вдруг получил заказ
на возведение стен Белого города в Москве. А дальше пошло-поехало –
стены Болдинского, Пафнутьево-Боровского и Симонова монастырей, а также
жемчужина русской архитектуры – Смоленский Кремль. Главной «фишкой» Коня
было соединение удобства, прочности и красоты – так сугубо оборонные
башни он украшал кокошниками и узорами.
И да, прозвище Конь, прекрасно характеризовало Федора: он был высокого роста, силён и трудолюбив.
2
Дмитрий Ухтомский (1719-1774)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768
Невероятно плодовитый представитель рода Рюриковичей, Ухтомский
считается одним из самых ярких российских архитекторов, творивший в
стиле Елизаветинского барокко. Мальчик из обедневшего княжеского рода
был отправлен в Москву, где быстро освоил инженерные и
искусствоведческие науки. Начав с небольшой практики, он вскоре уже
строил триумфальные арки (в том числе и знаменитые Красные ворота) и
павильоны в честь коронации Елизаветы Петровны. Для нее же и, по слухам,
ее фаворита Степана Апраксина возвел знаменитый дом-комод на Покровке,
считающийся одним из самых интересных зданий столицы. Ухтомскому
принадлежит проект самой высокой колокольни России, построенной в
Троице-Сергиевой Лавре.
В 1745 г. стал главным архитектором Москвы и возглавил собственную
«команду». Князь также разработал первый генплан Москвы, отреставрировал
Кремль и открыл первую в стране архитектурную школу.
3
Василий Баженов (1737-1799)
Дом Пашкова. 1784 — 1786 гг.
Об одном из самых знаменитых русских архитекторов известно сравнительно
мало, а авторство большинства его проектов документально не
подтверждено. Еще мальчиком Баженова заметил известный архитектор
Ухтомский в школе которого он обучался. Потом традиционная практика в
Европе и триумфальное возвращение домой. Будучи самовлюбленным
перфекционистом, он часто не сходился во мнениях с сильными мира сего.
Так, получив заказы на перестройку Кремля и возведение царской
резиденции Царицыно, он так и не завершил эти проекты, а из-за конфликта
с Екатериной II вообще был даже уволен со службы. До нас дошло совсем
немного построек Баженова, но каждая из них – подлинный шедевр: дом
Пашкова и Большой царицынский мост в Москве, Михайловский дворец в
Петербурге и др.
4
Матвей Казаков (1738-1812)
Петровский путевой дворец, 1776—1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.
Постройки самого знаменитого русского архитектора разбросаны практически
по всей исторической части Москвы. От Сената в Кремле до Петровского
путевого дворца в районе метро «Динамо». Будучи учеником Баженова,
Матвей Казаков перенял у своего учителя любовь к псевдоготике, однако
больше всего он тяготел к строгой симметрии и классицизму. Соединив обе
идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в
совершенно противоположных стилях. И это при том, что архитектор ни разу
не покидал России и мог любоваться шедеврами европейских зодчих разве
что с картинок. До наших дней не дошли многие из построек зодчего, а
ведь некогда стиль Матвея Федоровича определял облик так называемой
«казаковской москвы».
Свою смерть видный архитектор встретил в Рязани в 1812 году. Узнав о
том, что пожар уничтожил его любимый город, Казакову стало плохо и он
скончался.
5
Осип Бове (1784-1834)
Московские триумфальные ворота, 1829 – 1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Первый «нерусский» по-национальности в нашем списке архитектор. Однако
по духу Осип, урожденный Джузеппе, был достойным сыном России. Родившись
в семье неаполитанского художника, он рано приобщился к искусству. Во
время Отечественной войны он участвовал московском ополчении, а после
пожара Бове назначали восстанавливать центральную часть города к
северо-западу от Кремля. Как ни удивительно, вскоре власти заметили его
талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению
Первопрестольной. Именно благодаря ему Москва приобрела облик
европейской города с колоннадами особняков в стиле классицизма,
площадями, монументами и скверами. К его лучшим проектом можно отнести
комплекс Первой городской больницы, Манеж и Александровский сад.
6
Федор Шехтель (1859-1926)
Самый известный памятник московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.
Этому человеку москвичи обязаны лучшими образцами московского модерна.
Немец по рождению, Франц-Альберт принял православие в десятилетнем
возрасте и буквально влюбился в русскую культуру. Недаром именно он
строил дома для видных старообрядцев, которые любили комфорт в
соединении с традиционными орнаментами и мотивами. Шехтель прорабатывал в
своих проектах мельчайшие детали – от десятков вариантов щеколд, до
лестничных пролетов и расположения зеркал. Зачастую его приглашали
оформлять уже готовые постройки. К его лучшим московским проектам можно
отнести особняки Рябушинских и Морозовых, Ярославский вокзал, зданием
МХАТ им. Чехова и др.
7
Алексей Щусев (1873-1949)
Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители. 1908 — 1912 гг.
Самый «удобный» русский архитектор рубежа XIX-XX веков. В его наследии —
часовни и храмы, а также здание НКВД на Лубянке и станция метро
«Комсомольская-кольцевая». Алексей Щусев никогда не боялся
экспериментировать со стилями – в то время как его коллеги
ориентировались на французский модерн, он создал свой стиль, тяготеющий к
архитектуре Новгородской Руси (к примеру Марфо-Мариинская обитель на
Большой Ордынке в Москве).
Еще до революции Щусев получил заказ на возведение Казанского вокзала –
этакого теремка с башенками. У «советов» архитектор тоже был востребован
– проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя и обезопасил от
репрессий. Вслед за архитектурной модой, Щусев въехал в конструктивизм, а
затем в сталинский ампир, неизменно выигрывая конкурсы проектов.
Благодаря ему были сохранены и отреставрированы многие московские здания
и храмы.
http://russian7.ru