Автор: Алексей Рудевич
30
августа 1860 года родился Исаак Левитан. Художник не гнался за
эффектными видами и яркими красками, он видел откровение в простом, в
ясном. Левитановский пейзаж — это особый настрой, чистый и
проникновенный. 7 медитативных полотен Левитана.
[]
Один из самых знаменитых шедевром Левитана. Был
написан им вскоре после возвращения из-за границы. После появления
картины на передвижной выставке имя Левитана было «на устах всей
интеллигентной Москвы». Тихое спокойствие, которое источает картина
заставляло людей снова и снова приходить на выставку. «Тихая обитель»
говорит о чём-то сокровенном и близком, о чём-то родном, но в то же
время непостижимо, недостижимо-далёком.
2
Вечер. Золотой Плёс (1889)
Часть дома с красной крышей, который изображён на
картине, Левитан одно время снимал. В Плёсе, маленьком городке на берегу
Волги, художник работал три года. Картина передаёт предзакатное
ощущение, марево тумана над рекой плавно стелется, штиль, пастельных
тонов небо готовится принять яркие краски закатного солнца. Тишина и
гармония, покой и целостность.
То, чего достигал Левитан в своих осенних пейзажах —
поражает, но вместе с тем восторг сразу уступает место молчанию.
Настроение этого шедевра настолько неуловимо и зыбко, что хочется
затаить дыхание и целиком уйти в созерцание. Казалось бы — всё просто,
бери краски, простую акварель, и нарисуй так же… но нет, в картинах
Левитана — сердце и боль, мудрость и тишина, чуткое восприятие красоты,
спокойствие и Бог.
4
Над вечным покоем (1894)
Об этой картине сам Левитан писал Павлу Третьякову:
«В ней — я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием…»
Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из «Героической
симфонии» Бетховена. Это одна из самых монументальных, трагических, но
вместе с тем светлых картин художника. Почти полная симметрия неба и
земли, церковь между ними, картина полна смыслами и глубиной.
Хочется запахнуть пальто, поднять воротник и
смотреться в осеннюю даль, перебирать листья под ногами, дышать свежим
осенним воздухом, немного прелым от пожухлой листвы, но кристально
чистым. Осенняя тавтология неслучайна. В этой картине Левитана всё
пропитано ощущением осени, той осени, про которую писал ещё Пушкин, той
осени, когда в каждом человеке просыпается художник и мыслитель.
В поздних картинах Левитан всё чаще обращается к
сумрачным ночным пейзажам. Тишина, едва ощутимое дыхание ночного ветра,
различимого лишь по лёгкой ряби воды, неизвестные шорохи в невысоких
береговых зарослях и луна, как маяк, как связующее звено между мирами,
отражается в воде и освещает пейзаж.
Ещё одна сумеречная картина Левитана. Мир в
предверии ночного отдыха, контуры размываются, предметы словно
растворяются в наступающем сумраке. При этом — непостижимое ощущение
покоя и смирения, которым наполнена картина, в ней нет ни одной лишней детали, композиция её лаконична и мудра предвечным покоем.
http://russian7.ru
|