Издавна
русские люди, мужчины и женщины, старые и молодые, с котомками за
плечами, с посохами в руках и молитвою на устах шли в монастыри со своим
горем.
Они жаждали в стенах обители обрести отраду и утешение. Где стремятся склонить главу современные паломники? []
Валаамский монастырь
расположен на одном из островов одноимённого архипелага в Карелии. Одной
из главных святынь Валаама считаются мощи преподобных Германа и Сергия,
основателей монастыря, а также Валаамская икона Божьей матери, которая
пребывает в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря. С 2004 года
обитель получила еще одну святыню – дубовый крест XIV века с частицей
мощей целителя и великомученика Пантелеймона. На Валаам едут паломники
со всего мира. Одни приезжают на несколько дней, другие – задерживаются
на недели, чтобы ближе познакомиться с жизнью обители и потрудиться на
послушании.
Пещерный православный Воскресенский Белогорский
мужской монастырь был основан в 1798 году в Воронежской губернии
настоятельницей обители Марией Шастрюковой. Долгое время женщине
приходилось противостоять местному населению и властям, которые
отрицательно относились к ее трудам по устройству пещер. В начале XIX
века царь Александр I повелел тщательно изучить дело Марии. Специальная
комиссия вынесла вердикт об искренности намерений настоятельницы, после
чего из государственной казны было выделено 2500 рублей на возведение
пещерного храма. В знак благодарности Мария посвятила храм Александру
Невскому – святому, в честь которого крестили императора. Пещеры,
созданные при жизни Марии, называют старыми, а те, которые были устроены
уже после ее кончины, — новыми. Со временем рядом с пещерами появилось
несколько храмов и каменная колокольня. После революции Троицкий и
Преображенский храмы были уничтожены, часть монахов сослали, другую –
разогнали, а на месте обители устроили зерноток. Сегодня паломники
стремятся попасть в сохранившиеся пещеры, протяженность которых
составляет 800 метров.
В старину Соловецкая обитель называлась
«Крайсветным монастырем». Именно на краю света святые Зосима, Савватий и
Герман основали в XV веке обитель в честь Преображения Господня. В
обители словно нашла отражение вся история русского севера: она испытала
безуспешные вражеские осады, становилась приютом старообрядцев, в 30-е
годы прошлого столетия была превращена в лагерь особого назначения
С.Л.О.Н. Паломники сегодня стремятся к одной из величайших святынь –
Спасо-Преображенской обители. Удивительно, что иерусалимская гора
Голгофа и гора Голгофа на острове Анзер – еще одном месте паломничества,
расположенном вблизи Соловков, находятся на одной географической
долготе.
Такое название получил Псков в русских летописях по
имени главной святыни – Троицкого собора Псковского Кремля, ведь до XIV
века на Руси только в Пскове был храм во имя Святой Троицы. Паломники
со всей России стремятся и в Свято-Троицкий Александро-Свирского мужской
монастырь, чтобы приложиться к мощам его основателя – преподобного
Александра. Непременно посещают путники и Введено-Оятский женский
монастырь с его святым источником, прославившийся многими чудесами, а
также Покрово-Тервенический женский монастырь с обретенной иконой Тервенической
Божьей Матери и мощами Киево-Печорских святых. Город с многовековой
историей, пронизанный духовностью, место, куда хочется возвращаться
снова и снова – именно так отзываются о Пскове современные паломники.
Город Задонск в Липецкой области почитается
верующими как Русский Иерусалим. На протяжении последних столетий он
считается духовным центром России, местом паломничества для тысяч
верующих, которые спешат в Задонск со всех уголков страны. Нетленные
мощи святителя Тихона, епископа Воронежского и Задонского – главная
святыня Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Во Владимирском
соборе монастыря находится намоленная верующими «плачущая» икона
Богоматери «Владимирской». Здесь же находится множество икон других
святых с частицами их мощей. Кроме этого верующие посещают женские
монастыри — Богородицкий Свято-Тихоновский Тюнинский и Свято-Тихоновский
Преображенский.
Сарафимо-Дивеевский женский монастырь был основан в
1788 году в селе Дивеево Нижегородской области при участии преподобного
Серафима Саровского. Самой главной святыней монастыря считается
Канавка, по которой Пресвятая Богородица, по словам преподобного отца
Серафима, ходит раз в сутки. Путь по Канавке с молитвой – непременная
процедура во время паломнического визита в Дивеево. Кроме этого путники
спешат поклониться мощам преподобного Серафима Саровского в Троицком
соборе монастыря, а также посетить пять святых источников – Казанский,
Пантелеймона целителя, матушки Александры (основательницы монастыря),
Иверской иконы Божией матери и Серафима Саровского.
Паломнический тур по Золотому кольцу может включать
в себя посещение различных городов и может длиться от одного дня до
недели. Все восемь городов, которые входят в Золотое кольцо — Ярославль,
Ростов Великий, Кострома, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Иваново,
Суздаль и Владимир — неразрывно связаны с историей православия на Руси.
В каждом из них находится огромное количество монастырей, храмов,
святынь, и все они становятся объектами паломничества:
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, Ипатьевский монастырь в
Костроме, Богоявленский Авраамиев мужской монастырь в Ростове Великом,
Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Ризоположенский,
Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри в Суздале, Успенский и
Дмитриевский соборы во Владимире. Но по какому бы маршруту не отправился
человек, ясно одно: он привезет домой самый ценный сувенир –
обогащенную душу.
Фаина Шатрова
|