Любознайка Суббота, 18.05.2024, 16:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2014 » Март » 14 » 7 русских архитектурных стилей
22:32
7 русских архитектурных стилей


Эти стили можно не только назвать "русскими", но и сказать, что они повлияли на международную сцену. Хорошая возможность вспомнить национальную архитектуру, возможно, актуализировать саму школу... ну и избавится от комплекса неудачников в архитектуре.

[]


1
Деревянное зодчество Русского Севера

Время: испокон веков – до XIX века

Место: Русский Север

Сейчас уже никто не скажет, откуда взялось это зодчество: шатровые церкви, похожие на космические ракеты; избы-дворы размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая "чешуя"- лемех на крышах и главках. Что-то, конечно, выковал суровый северный климат – хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для защиты от снегов и морозов. Что-то, наверное, позаимствовали в незапамятные времена у соседей: клетские церкви отдалённо напоминают варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары. Как бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и например первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым храмом. Порожденные той землей, где стоят, её природой и историей, эти постройки столь же естественны, как окрестные рощи, холмы и реки.

Семь ярких примеров

  • Погост и музей Кижи в Карелии – самая совершенная (Преображенская) и самая старая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные церкви в России.
  • Кимжа и другие сёла реки Мезени – самая цельная и подлинная деревянная Русь.
  • Малые Корелы близ Архангельска – самый большой русский музей деревянного зодчества.
  • Часовни Кенозерского национального парка – самый удобный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
  • Сретенско-Михайловская церковь на месте исчезнувшего села Красная Ляга – самое зачарованное место.
  • Варзуга и другие сёла Терского берега в Мурманской области – самые северные старые русские сёла.
  • Невский лесопарк под Петербургом – воссозданная церковь Вытегорского погоста, самая большая и сложная из уцелевших до ХХ века, но сгоревшая в 1960-е годы.
2
Московское барокко и узорочье

Время: XVII-XVIII века

Место: Средняя Россия, Русский Север и Поволжье

Услышав словосочетание "русская церковь", чаще всего представляешь себе образцы именно этого стиля. Эти ни то пряничные, ни то игрушечные церквушки с пышными формами, непременной бело-красным расцветкой, фейерверком кокошников над крышей, разноцветными главками и вычурными крестами. В Москве и окрестных городах в середине XVII века этот стиль пришёл на смену суровой, холодной византийской архитектуре, господствовавшей со времён Древней Руси. Более раннее узорочье отождествляют с маньеризмом, но провести границу между ним и собственно московским барокко не так-то просто – один стиль плавно вырос из другого. У их истоков стояли купцы. Они ходили торговать в Европу и видели там новые веяния… но создали нечто совершенное иное. Скорее всего, им просто захотелось новизны.

Семь ярких примеров :

  • Церковь Троицы в Никитниках (Москва) – самый первый образец стиля.
  • Успенский собор в Рязанском кремле – самый внушительный в размерах образец стиля.
  • Теремной дворец в Московском кремле – самый большой узорочный дворец.
  • Высоко-Петровский монастырь в Москве – самый целостный ансамбль русского барокко.
  • Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – самый причудливый образец стиля, и к тому же она изображена на купюре в 1000 рублей.
  • Петропавловский собор в Казани – самый совершенный образец стиля.
  • Троицкий собор и другие церкви в Соликамске (Пермский край) – лучший ансамбль этого стиля вдали от Москвы.
3
"Ложная готика"

Время: конец XVIII – начало XIX века.

Место: окрестности Москвы и Петербурга.

…Устав от строгости классицизма и безумия барокко, европейцы в XVIII веке вдруг вспомнили о готике, первом архитектурном стиле, который они изобрели сами, без оглядки на греков и римлян. Европейские города, а в России – усадьбы самых просвещенных купцов и аристократов тогда украсили многочисленные стилизации под ту эпоху. Но вышло то же, что и с барокко полутора веками ранее: Казаков, Баженов, Фельтен, скорее всего сами не заметив как, создали совершенно русский архитектурный стиль, который и называют теперь даже не "неоготикой", а "ложной готикой". В сущности, это просто русское барокко удачно замаскировалось под готику. Показательно и то, что старообрядцы, хранители Руси Допетровской, которым в те годы Екатерина II даровала недолгую оттепель, свои храмы строили именно в этом стиле, предпочтя его "латынянскому" классицизму.

Семь ярких примеров :

  • Усадьба Царицыно в Москве – самый первый и самый большой ансамбль в этом стиле.
  • Петровский дворец в Москве – менее известный, чем Царицыно, но не менее красивый.
  • Никольская башня Московского кремля – самый известный пример стиля, так как стоит прямо на Красной площади.
  • Рогожский и Преображенский монастыри в Москве – как "ложную готику" полюбили староверы.
  • Чесменская церковь в Санкт-Петербурге – самая красивая церковь в этом стиле.
  • Ново-Никольский собор в Можайске – самая большая церковь в этом стиле.
  • Вокзал Новый Петергоф – а это, для сравнения, классическая, не "ложная" неоготика.
4
Сибирское барокко

Время: XVIII – начало XIX века.

Место: Сибирь

Собственная готика в России тоже есть, и искать её надо в Сибири. Вообще, "московское барокко" оказалось не близко купцам Русского Севера – самым деловитым и патриархальным – и они создали совсем другой стиль. Северные церкви – белые, тонкие и высокие – напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались, и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки – с церквями Урала. Чем дальше на восток – тем их облик был самобытнее, достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом. Сибирские церкви незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей – среди приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала тайга, они казались застывшим сиянием.

Семь ярких примеров:

  • Троицкий собор в Верхотурье (Свердловская область) – еще не сибирское барокко, но его прототип.
  • Спасо-Преображенская церковь в Верхней Синячихе (Свердловская область) – самый западный и самый оригинальный образец стиля.
  • Церкви Подгоры (Тобольск) – несколько в основном заброшенных барочных церквей потрясающе смотрятся среди деревянного старого города у подножья кремлёвской горы; а вот сам кремль – это еще московская, а не сибирская, архитектура.
  • Воскресенская церковь в Томске – самый красивый образец стиля.
  • Церкви Иркутска – помимо всего прочего, украшены буддийскими (!) орнаментами.
  • Одигитриевский собор в Улан-Удэ – сердце города, самый восточный образец стиля и первое в России сейсмостойкое здание.
  • Успенская церковь под Нерчинском – это скорее узорочье, но почти что на Дальнем Востоке! Самая дальняя от Москвы русская церковь XVIII века.
5
Деревянный модерн

Время: конец XIX – начало XX века.

Место: вся бывшая Российская империя.

Да и, на самом деле, не только модерн – и эклектика, и отголоски классицизма: в полвека перед революцией русское деревянное зодчество переживало настоящий ренессанс. Причём если в допетровские времена задавали тон деревянные церкви, в XIX веке лидерство перешло к особнякам. Самым разным: городские дома, усадьбы, дачи… Зачастую – с деревянным кружевами. Как бывало в России не раз, законодателями этого стиля были купцы и промышленники из числа освободившихся крестьян, и лишь затем эту пришедшую из глубины России моду восприняли столичные интеллигенты. Огромные районы-ансамбли резных деревянных домов – одна из самых уникальных достопримечательностей России.

Семь ярких примеров:

  • Дачи начала ХХ века в окрестностях Москвы и особенно Петербурга.
  • Деревянные кварталы Вологды, в первую очередь Нижний посад и Заречье.
  • Козьмодемьянск на Волге – самая обильная и изящная резьба.
  • Солигалич на Костроме – самый цельный и подлинный деревянный старый город, где из рубленые даже торговые ряды.
  • Деревянные кварталы Астрахани, что особенно удивительно, если вспомнить, что вокруг пустыня.
  • Деревянные кварталы Томска, в первую очередь Татарская слобода и Воскресенская гора – пожалуй, лучший заповедник этого стиля.
  • Деревянные кварталы Иркутска – вместе с Томском и Вологдой завершает "большую тройку" русских деревянных городов.
6
Конструктивизм

Время: 1920-30-е годы XX века.

Место: весь Советский Союз в довоенных границах

В любом иностранном учебнике по истории архитектуры о советском конструктивизме (он же "советский авангард") пишут с нескрываемым восхищением. В научно-популярной литературе именно он, как правило, представляет Россию. Конструктивизм многие путают с функционализмом, но их разница видна из названия: функционализм – он функционален, а авангард – он как стихи Маяковского: вызов всему старому миру с его традициями и шаблонами. Особенно безумны ранние творения, такие как дом Мельникова. Многие идеи, такие как дома-коммуны, оказались слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте. Здесь же – гиперболоиды инженера Шухова, появившиеся еще до революции. Самые грандиозные проекты, такие как московский Дворец Советов и ленинградская башня Татлина, так и остались на бумаге. К 1930-м годам конструктивизм подрастерял авангардность, его образцы стали все больше походить на пятиэтажки, и на смену "отец народов" назначил сталинский ампир. Конструктивизм замышлялся как интернациональный стиль, но получился едва ли не самым русским: в нём воплотилась наша вечная мечта: взять – да перепрыгнуть через несколько столетий.

Семь ярких примеров:

  • Множество зданий и целых районов в Москве – на родине конструктивизма.
  • То же самое в Петербурге-Ленинграде: он хотя и не родина конструктивизма, но там этот стиль прижился даже лучше.
  • Шуховские башни-гиперболоиды в Москве (Шаболовка), Нижнем Новгороде, Краснодаре и ещё десятке городов – типичный пример "опережения времени" лет этак на сто.
  • Иваново – настоящий конструктивистский клондайк: в 1920-30-е из конгломерата текстильных слободок тут пытались сделать образцовый город рабочих.
  • Екатеринбург – ансамбль проспекта Ленина, конструктивизм почти что "единой фасадой".
  • Новосибирск – ансамбль Красного проспекта, в том числе шедевры Андрея Крячкова.
  • Харьков – хотя он и остался за пределами России, настоящая столица конструктивизма – именно он. В первую очередь Госпром – шедевр этого стиля.
7
Неокупеческий стиль

Время: конец XX – начало XXI века

Место: вся Россия и пол-Казахстана

В наш век глобализации легко подумать, что "национальной архитектуры" более не существует: сверкающий хай-тек да стилизации под всё и вся заполонили мир от Нью-Йорка до Шанхая. Если где и стоит искать действительно национальную архитектуру – подальше от больших городов. В российской провинции настоящий ренессанс переживает купеческое зодчество, только на смену купцу пришёл бизнесмен. Но – тот же дух, то же настроение. Местами аляповатые, порой неказистые, но очень уютного вида здания редко выше нескольких этажей. Как и купчины в старину, строят их кто во что горазд, без оглядки на историю и соседей, а в малых городах – и вовсе "от чистого сердца", украшая не так, как написано в книгах, а так, как велит память поколений. В последнее время многие вспомнили и о деревянном зодчестве. Искусствоведы этих домиков, как правило, в упор не замечают – а традиция живёт!

Семь ярких примеров:

  • Барнаул и города Алтайского края – пожалуй, тут этот стиль в самом чистом виде.
  • Йошкар-Ола – неприметный город в последнее время заполонили бесчисленные стилизации, прототипы – от Венеции до марийских деревень (Троицкая церковь).
  • Саранск – натуральный "образец исторического центра конца XX – начала XXI века".
  • Нижний Новгород – возродившийся здесь в 1990-е годы модерн ценится в искусствоведческой среде и гордо называется "нижегородской архитектурной школой".
  • Уфа – впечатляющий сплав купеческого с неокупеческим.
  • Вологда – как и многие российские города, она потеряла очень много старинных деревянных домов… но порядком обогатилось и новыми.
  • А вообще-то – это есть в любом городе, вплоть до Москвы и Петербурга.


 Илья Буяновский


Просмотров: 327 | Добавил: Татьяна | Теги: По Руси., Архитектура. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024