Эти стили можно не только назвать "русскими", но и
сказать, что они повлияли на международную сцену. Хорошая возможность
вспомнить национальную архитектуру, возможно, актуализировать саму
школу... ну и избавится от комплекса неудачников в архитектуре. []
1
Деревянное зодчество Русского Севера
Время: испокон веков – до XIX века
Место: Русский Север
Сейчас уже никто не скажет, откуда взялось это
зодчество: шатровые церкви, похожие на космические ракеты; избы-дворы
размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая "чешуя"- лемех на крышах и
главках. Что-то, конечно, выковал суровый северный климат – хоть те же
дома-дворы, где все, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для
защиты от снегов и морозов. Что-то, наверное, позаимствовали в
незапамятные времена у соседей: клетские церкви отдалённо напоминают
варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары. Как
бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и например
первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым
храмом. Порожденные той землей, где стоят, её природой и историей, эти
постройки столь же естественны, как окрестные рощи, холмы и реки.
Семь ярких примеров
- Погост и
музей Кижи в Карелии – самая совершенная (Преображенская) и самая
старая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные церкви в России.
- Кимжа и другие сёла реки Мезени – самая цельная и подлинная деревянная Русь.
- Малые Корелы близ Архангельска – самый большой русский музей деревянного зодчества.
- Часовни Кенозерского национального парка – самый удобный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
- Сретенско-Михайловская церковь на месте исчезнувшего села Красная Ляга – самое зачарованное место.
- Варзуга и другие сёла Терского берега в Мурманской области – самые северные старые русские сёла.
- Невский
лесопарк под Петербургом – воссозданная церковь Вытегорского погоста,
самая большая и сложная из уцелевших до ХХ века, но сгоревшая в 1960-е
годы.
2
Московское барокко и узорочье
Время: XVII-XVIII века
Место: Средняя Россия, Русский Север и Поволжье
Услышав словосочетание "русская церковь", чаще
всего представляешь себе образцы именно этого стиля. Эти ни то
пряничные, ни то игрушечные церквушки с пышными формами, непременной
бело-красным расцветкой, фейерверком кокошников над крышей,
разноцветными главками и вычурными крестами. В Москве и окрестных
городах в середине XVII века этот стиль пришёл на смену суровой,
холодной византийской архитектуре, господствовавшей со времён Древней
Руси. Более раннее узорочье отождествляют с маньеризмом, но провести
границу между ним и собственно московским барокко не так-то просто –
один стиль плавно вырос из другого. У их истоков стояли купцы. Они
ходили торговать в Европу и видели там новые веяния… но создали нечто
совершенное иное. Скорее всего, им просто захотелось новизны.
Семь ярких примеров :
- Церковь Троицы в Никитниках (Москва) – самый первый образец стиля.
- Успенский собор в Рязанском кремле – самый внушительный в размерах образец стиля.
- Теремной дворец в Московском кремле – самый большой узорочный дворец.
- Высоко-Петровский монастырь в Москве – самый целостный ансамбль русского барокко.
- Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – самый причудливый образец стиля, и к тому же она изображена на купюре в 1000 рублей.
- Петропавловский собор в Казани – самый совершенный образец стиля.
- Троицкий собор и другие церкви в Соликамске (Пермский край) – лучший ансамбль этого стиля вдали от Москвы.
Время: конец XVIII – начало XIX века.
Место: окрестности Москвы и Петербурга.
…Устав от строгости классицизма и безумия барокко,
европейцы в XVIII веке вдруг вспомнили о готике, первом архитектурном
стиле, который они изобрели сами, без оглядки на греков и римлян.
Европейские города, а в России – усадьбы самых просвещенных купцов и
аристократов тогда украсили многочисленные стилизации под ту эпоху. Но
вышло то же, что и с барокко полутора веками ранее: Казаков, Баженов,
Фельтен, скорее всего сами не заметив как, создали совершенно русский
архитектурный стиль, который и называют теперь даже не "неоготикой", а
"ложной готикой". В сущности, это просто русское барокко удачно
замаскировалось под готику. Показательно и то, что старообрядцы,
хранители Руси Допетровской, которым в те годы Екатерина II даровала
недолгую оттепель, свои храмы строили именно в этом стиле, предпочтя его
"латынянскому" классицизму.
Семь ярких примеров :
- Усадьба Царицыно в Москве – самый первый и самый большой ансамбль в этом стиле.
- Петровский дворец в Москве – менее известный, чем Царицыно, но не менее красивый.
- Никольская башня Московского кремля – самый известный пример стиля, так как стоит прямо на Красной площади.
- Рогожский и Преображенский монастыри в Москве – как "ложную готику" полюбили староверы.
- Чесменская церковь в Санкт-Петербурге – самая красивая церковь в этом стиле.
- Ново-Никольский собор в Можайске – самая большая церковь в этом стиле.
- Вокзал Новый Петергоф – а это, для сравнения, классическая, не "ложная" неоготика.
Время: XVIII – начало XIX века.
Место: Сибирь
Собственная готика в России тоже есть, и искать её
надо в Сибири. Вообще, "московское барокко" оказалось не близко купцам
Русского Севера – самым деловитым и патриархальным – и они создали
совсем другой стиль. Северные церкви – белые, тонкие и высокие –
напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались,
и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки
– с церквями Урала. Чем дальше на восток – тем их облик был самобытнее,
достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом. Сибирские церкви
незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и
наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей – среди
приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала
тайга, они казались застывшим сиянием.
Семь ярких примеров:
- Троицкий собор в Верхотурье (Свердловская область) – еще не сибирское барокко, но его прототип.
- Спасо-Преображенская церковь в Верхней Синячихе (Свердловская область) – самый западный и самый оригинальный образец стиля.
- Церкви Подгоры (Тобольск) – несколько
в основном заброшенных барочных церквей потрясающе смотрятся среди
деревянного старого города у подножья кремлёвской горы; а вот сам кремль
– это еще московская, а не сибирская, архитектура.
- Воскресенская церковь в Томске – самый красивый образец стиля.
- Церкви Иркутска – помимо всего прочего, украшены буддийскими (!) орнаментами.
- Одигитриевский собор в Улан-Удэ – сердце города, самый восточный образец стиля и первое в России сейсмостойкое здание.
- Успенская церковь под Нерчинском –
это скорее узорочье, но почти что на Дальнем Востоке! Самая дальняя от
Москвы русская церковь XVIII века.
Время: конец XIX – начало XX века.
Место: вся бывшая Российская империя.
Да и, на самом деле, не только модерн – и
эклектика, и отголоски классицизма: в полвека перед революцией русское
деревянное зодчество переживало настоящий ренессанс. Причём если в
допетровские времена задавали тон деревянные церкви, в XIX веке
лидерство перешло к особнякам. Самым разным: городские дома, усадьбы,
дачи… Зачастую – с деревянным кружевами. Как бывало в России не раз,
законодателями этого стиля были купцы и промышленники из числа
освободившихся крестьян, и лишь затем эту пришедшую из глубины России
моду восприняли столичные интеллигенты. Огромные районы-ансамбли резных
деревянных домов – одна из самых уникальных достопримечательностей
России.
Семь ярких примеров:
- Дачи начала ХХ века в окрестностях Москвы и особенно Петербурга.
- Деревянные кварталы Вологды, в первую очередь Нижний посад и Заречье.
- Козьмодемьянск на Волге – самая обильная и изящная резьба.
- Солигалич на Костроме – самый цельный и подлинный деревянный старый город, где из рубленые даже торговые ряды.
- Деревянные кварталы Астрахани, что особенно удивительно, если вспомнить, что вокруг пустыня.
- Деревянные кварталы Томска, в первую очередь Татарская слобода и Воскресенская гора – пожалуй, лучший заповедник этого стиля.
- Деревянные кварталы Иркутска – вместе с Томском и Вологдой завершает "большую тройку" русских деревянных городов.
Время: 1920-30-е годы XX века.
Место: весь Советский Союз в довоенных границах
В любом иностранном учебнике по истории архитектуры
о советском конструктивизме (он же "советский авангард") пишут с
нескрываемым восхищением. В научно-популярной литературе именно он, как
правило, представляет Россию. Конструктивизм многие путают с
функционализмом, но их разница видна из названия: функционализм – он
функционален, а авангард – он как стихи Маяковского: вызов всему старому
миру с его традициями и шаблонами. Особенно безумны ранние творения,
такие как дом Мельникова. Многие идеи, такие как дома-коммуны, оказались
слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте. Здесь же –
гиперболоиды инженера Шухова, появившиеся еще до революции. Самые
грандиозные проекты, такие как московский Дворец Советов и ленинградская
башня Татлина, так и остались на бумаге. К 1930-м годам конструктивизм
подрастерял авангардность, его образцы стали все больше походить на
пятиэтажки, и на смену "отец народов" назначил сталинский ампир.
Конструктивизм замышлялся как интернациональный стиль, но получился едва
ли не самым русским: в нём воплотилась наша вечная мечта: взять – да
перепрыгнуть через несколько столетий.
Семь ярких примеров:
- Множество зданий и целых районов в Москве – на родине конструктивизма.
- То же самое в Петербурге-Ленинграде: он хотя и не родина конструктивизма, но там этот стиль прижился даже лучше.
- Шуховские башни-гиперболоиды в Москве
(Шаболовка), Нижнем Новгороде, Краснодаре и ещё десятке городов –
типичный пример "опережения времени" лет этак на сто.
- Иваново – настоящий
конструктивистский клондайк: в 1920-30-е из конгломерата текстильных
слободок тут пытались сделать образцовый город рабочих.
- Екатеринбург – ансамбль проспекта Ленина, конструктивизм почти что "единой фасадой".
- Новосибирск – ансамбль Красного проспекта, в том числе шедевры Андрея Крячкова.
- Харьков – хотя он и остался за
пределами России, настоящая столица конструктивизма – именно он. В
первую очередь Госпром – шедевр этого стиля.
Время: конец XX – начало XXI века
Место: вся Россия и пол-Казахстана
В наш век глобализации легко подумать, что
"национальной архитектуры" более не существует: сверкающий хай-тек да
стилизации под всё и вся заполонили мир от Нью-Йорка до Шанхая. Если где
и стоит искать действительно национальную архитектуру – подальше от
больших городов. В российской провинции настоящий ренессанс переживает
купеческое зодчество, только на смену купцу пришёл бизнесмен. Но – тот
же дух, то же настроение. Местами аляповатые, порой неказистые, но очень
уютного вида здания редко выше нескольких этажей. Как и купчины в
старину, строят их кто во что горазд, без оглядки на историю и соседей, а
в малых городах – и вовсе "от чистого сердца", украшая не так, как
написано в книгах, а так, как велит память поколений. В последнее время
многие вспомнили и о деревянном зодчестве. Искусствоведы этих домиков,
как правило, в упор не замечают – а традиция живёт!
Семь ярких примеров:
- Барнаул и города Алтайского края – пожалуй, тут этот стиль в самом чистом виде.
- Йошкар-Ола – неприметный город в
последнее время заполонили бесчисленные стилизации, прототипы – от
Венеции до марийских деревень (Троицкая церковь).
- Саранск – натуральный "образец исторического центра конца XX – начала XXI века".
- Нижний Новгород – возродившийся здесь
в 1990-е годы модерн ценится в искусствоведческой среде и гордо
называется "нижегородской архитектурной школой".
- Уфа – впечатляющий сплав купеческого с неокупеческим.
- Вологда – как и многие российские города, она потеряла очень много старинных деревянных домов… но порядком обогатилось и новыми.
- А вообще-то – это есть в любом городе, вплоть до Москвы и Петербурга.
Илья Буяновский
|