Автор: Юлия Пенегина
Строительство дома — акт творения, созидания. А
плотники на Руси уподоблялись жрецам, считались причастными к сакральной
сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о
внешнем мире.
Чтобы узаконить новую модель мира, мира,
преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось
определенными обрядами… []
Строительство начиналось с определения ритуального
центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его
красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое
деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный
плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или
крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос.
Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего
строения и структурой космоса, а сам акт строительства
мифологизировался.
В центре, обозначенном мировым древом,
закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в
мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также
«выводился» из жертвы. На ранних этапах у славян не исключались
человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным
эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и
мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона
гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в
качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание —
12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана,
или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной.
Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги,
которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с
олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.
Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой
первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый
венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С
укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и
теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и
внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после
чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время
которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле
стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома
зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий
момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную
порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и
сбудется.
Центральный момент строительства – укладка матицы
(бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными
действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один
из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал
по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу.
Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная
шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в
бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась
внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать
матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.
После установки матицы и «матичного» угощения
катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу
положили. И только через день продолжали достраивать дом.
Пристальное внимание уделялось процессу
изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать,
обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли
дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови
и ворови», — и делали топором знак креста. То же происходило, когда
устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к
окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.
Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира,
гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно.
Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным,
только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое
обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На
Севере устраивали«саламатник» — торжественный семейный обед для
плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких
сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной),
замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из
поджаренной на масле крупы.
Странными представляются обряды, завершающие
строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.)
дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать
смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным
кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы
«всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность,
незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка,
вечности, бессмертия, продолжения жизни.
|