У этого автомобиля было много имен: от обидных «запор» и «горбатый» до ласковых «кругленький» и «чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» на корме, в недрах которой был тарахтящий двигатель воздушного охлаждения.
[]
Приятно удивляла и цена — 1800 рублей против 2511 за «Москвич» и баснословные 5100 за «Волгу». Скопив 20 своих зарплат и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал собственное транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый «Запорожец» стал первым автомобилем в доме. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора — и ты на работе» — это именно о нем. «Самый доступный автомобиль Советского Союза — «Запорожец»».
Самый первый «Запорожец» должен был называться «Москвичом». Эту машину во второй половине 1950-х годов спроектировали конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Однако советское правительство решило развивать автопром на Украине, поэтому производство новой модели было организовано в Запорожье на заводе «Коммунар».
Ранний прототип «Запорожца», 1961 год
За основу будущего ЗАЗ-965 был взят FIAT 600. Но и наши конструкторы приложили определенные усилия. У «Запорожца» появился тот самый «горб», другая подвеска, салон стал просторнее. А еще колеса были заменены на более крупные: все-таки ездить по дорогам СССР и по Италии — две большие разницы.
FIAT 600 — прототип ЗАЗ-965
Двери, как у FIAT, навешивались на задних петлях, то есть открывались против хода движения. Шутили, что «Запорожец» можно остановить даже на большой скорости, открыв обе двери.
Первое появление ЗАЗ-965 на публике состоялось в Запорожье в 1960 году на Первомайской демонстрации. Хотя зрелище это было, прямо скажем, не эпическое.
FIAT 600 был популярен не только в Советском Союзе. В Италии их продали около 3 млн экземпляров. С этой машины «содрали» свой SEAT 600 испанцы, а югославы — Заставу 750. В Южной Америке FIAT прозвали «фитито».
Первый опытный образец автомобиля ЗАЗ-965, 1959 год
«Запорожец» можно было легко отремонтировать даже в походных условиях. Конечно, если водитель разбирался в устройстве машины. Двигатель могли снять два взрослых человека. Если лобовое стекло разбивалось или появлялась серьезная трещина, мешавшая управлению транспортным средством, его (стекло) меняли местами с задним. Стекла были идентичными.
Реклама автомобиля Jalta
Экспортные варианты «горбатого» назывались Jalta или Yalta. За рубеж таких автомобилей было продано около 5 тыс. Существовала даже праворульная версия.
Было немало модификаций «Запорожцев», приспособленных для инвалидов. Удивительно, но автомобилестроители позаботились об очень многих маломобильных группах сограждан. Выпускались модели для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу, для тех, у кого повреждены или ампутированы обе ноги. Делали авто для инвалидов, у которых повреждена правая нога. Отдельная модель — для тех, у кого повреждена левая нога.
На момент выпуска «Запорожец» стоил приблизительно 20 средних зарплат или 1000 бутылок водки. Впрочем, последнее — скорее, шутка.
После «горбатого» появился ЗАЗ-966, который прозвали «ушастым», а когда с него убрали воздухозаборники («уши»), модель (ЗАЗ-968М) переименовали в «мыльницу».
ЗАЗ-968М продержался на конвейере рекордные для «Запорожцев» 15 лет и был снят с производства только в 1994 году. Машину продолжали делать во многом из-за социального фактора — ее модификации с ручным управлением выдавали инвалидам еще несколько лет после распада СССР.
Советская почтовая марка, 1971 год
На ЗАЗ-968М история бренда «Запорожец» закончилась. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже иначе. В 1987 году начался выпуск ЗАЗ-1102, получившего политизированное по сегодняшним меркам название «Таврия». Это были переднеприводные трехдверные хэтчбеки примерно одного класса с итальянским FIAT 127 и немецким Volkswagen Polo первого поколения.
http://diletant.media/
|