Неизвестный путь всегда бесконечен в начале. А в конце он оказывается лишь короткой тропой.. .
Что означает латинское слово «пессимизм»? Pessimus – «наихудший»;
мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее
будущее, склонность во всем видеть только плохое. Но в народе понятие
«пессимизм» или «пессимист» ошибочно относят скорее к каждому, кто на
самом деле пытается быть реалистичен в своих оценках и выводах
окружающих нас вещей . [] Некоторые называют А.Чехова пессимистом,
потому что в своих описаниях человеческой природы, особенно в свои
последние годы, он раскрывает ее самые неприглядные стороны. Хотя, на
мой взгляд, его сатира очень тонка, интеллигента и не задевает
человеческое достоинство у любого, способного посмотреть на себя
самокритически .
И если Чехов пессимистичен, что говорить о
других? Например, о Д. Свифте, одном из величайших
пессимистов-высмеивателей человеческой натуры?
«Писатель-человеконенавистник», как называли его многие раньше и
называют некоторые теперь. Вот что он пишет в «детской» книжке
«Приключения Гулливера»: «Я попросил показать мне Александра Великого во
главе его армии, тотчас после битвы под Арбелой. Александр был
приглашен в мою комнату. Я с трудом разбирал его речь, а он, со своей
стороны, плохо понимал меня. Он поклялся мне, что не был отравлен, а
умер от лихорадки благодаря неумеренному пьянству. Затем я увидел
Ганнибала во время его перехода через Альпы, который объявил мне, что у
него в лагере не было ни капли уксуса. Я также увидел Цезаря и Брута.
При виде Брута я проникся глубоким благоговением: в каждой его черте
нетрудно было увидеть самую совершенную добродетель, величайшее
беспристрастие и твердость духа, преданнейшую любовь к родине и
благожелательность к людям. С большим удовольствием я убедился, что эти
оба человека находятся в отличных отношениях друг с другом, а Цезарь
откровенно признался мне, что величайшие подвиги, совершенные им в
течение жизни, далеко не могут сравниться со славой того, кто отнял у
него жизнь».
Далее: «Особенно сильное отвращение я почувствовал к
новой истории. На самом деле, тщательно рассмотрев людей, которые в
течение прошедшего столетия пользовались громкой славой, я понял, в
каком заблуждении держат мир продажные писаки, приписывающие величайшие
подвиги трусам, мудрые советы дуракам, искренность льстецам, римскую
доблесть изменникам отечества, целомудрие содомитам, правдивость
доносчикам. Я узнал, сколько невинных превосходных людей было
приговорено к смерти или изгнанию, сколько подлецов возводилось на
высокие должности, сколько великих поступков на самом деле являлись
подлостью и преступлением».
Какое постепенное нагнетание
пессимизма вкупе с плохо скрываемой мизантропией, не правда ли?
Оптимисты нас учат красивым мифам, перевирая, приукрашивая и потакая
нашим вкусам. Пессимисты же эти мифы развенчивают и открыто глумятся над
человеческой натурой, не оставляя нам ничего взамен, кроме «голой»
правды, после того как бархатное платье с золотыми позументами было
сдернуто и король остался нагим. А автор нам словно восклицает: «Ecce
homo!» – «Вот человек!» .
представляющие из себя что-то,
крайне редко бывают смешливы и веселы? Мудрецы прошлого, философы,
писатели. Словно свинцовая печать познания и пессимизма ложится на их
изборожденное морщинами чело? Здесь не стоит путать талант, врожденную
или приобретенную способность изобретать или делать что-то удивительным
образом в одной или даже нескольких областях, со знанием, глубоким и
всеобъемлющим. Можно замечательным образом разбираться в математике или
виртуозно уметь играть на фортепиано и скрипке и, тем не менее, особым
умом не отличаться. А можно всю жизнь пасти коз в горах и быть мудрым,
как царь Соломон .
Человеческая природа, по крайней мере, в
равной степени такая же «черная», как и «белая». И уж совсем редко
«розовая». Еще древние греческие философы писали, что в человеке в не
меньшей степени замешено дурного и гнусного, чем доброго и прекрасного. И
первое проявляется гораздо чаще и всякий раз, как только человек
перестает прилагать над собой нравственные и моральные усилия. И
реалист, именуемый в народе просто – «пессимист», об этом знает или, по
крайней мере, догадывается. А оптимист часто и не подозревает .
В наше время перемен (которое не хуже и не лучше других
времен, так как, что лучше, а что хуже – понятия «человеческие» и,
следовательно, весьма относительные), когда морально-нравственные
ориентиры смещаются, а для некоторых попросту утеряны, на мой
субъективный взгляд, и не в разрезе вечности, а с высоты лишь последних
нескольких десятилетий, серые и черные тона в человеке преобладают над
белыми и розовыми. И, следовательно, проявления так называемого
пессимизма у людей прозорливых и думающих явно учащаются .
Где черпать оптимизм для себя и своего ребенка (мужа, жены, родителей,
соседа), больного меланомой (раком желудка, СПИДом), когда первая
«зеленая» стадия надежды не оправдалась, да и вторая «заканчивается» так
же? И что голова лысая, и рвет после каждого приема пищи, и что вокруг
непонимание и латентный остракизм? И наше привычное хамство. И наша
врожденная черствость души и сердца. А впереди третья, последняя, и ты
знаешь, что только под морфий, с трубкой вместо желудка и с ужасными
болями и провалами памяти, и с безысходностью и страхом, и так пару лет,
с дурацкой оптимистической надеждой на бледном лице. И лишь глупое
бормотание оптимиста «Все будет хорошо», хотя ты не дурак, понимаешь:
три месяца, от силы – год…
Каким идиотическим оптимизмом дышали
мужественные лица инфантеристов и драгун Его Величества Наполеона
Бонапарта, идущие кровавым походом на Россию? Какие оптимистичные
картины каждый из них рисовал в своем оптимистичном воображении? Может,
красочные картины оторванных ядрами и отрубленных саблями рук и ног?
Может, безумные картины вываливающихся внутренностей, раскроенных
черепов, выколотых глаз? Может, фатальные картины своей смерти? Нет, эти
все идиоты-оптимисты шли на смерть с мыслью о богатстве, славе, любви.
Спаслись пессимисты. Из оптимистов же уцелел один из десяти .
У оптимиста в человеке все прекрасно: и душа, и одежда, и поступки. И
хорош человек просто сам по себе. Просто, потому что он есть, и такой,
какой есть. Оптимисты – неопытные дети. Но ведь детство – всего лишь
пятая часть жизни, и нельзя всегда оставаться ребенком .
Все
дело в том, что истинное положение вещей, если уж не пессимистичное, то и
не оптимистичное. Но, как правило, не такое интересное и захватывающее,
как наше оптимистическое воображение рисовало его нам. Вгрызаясь в
сочное мясо, собака всегда натыкается на кость. Достигнув самой высокой
вершины, находишь такие же серые камни, что и у ее подножья. Докопавшись
до сути вещей, в конце всегда разочаровываешься .
Неизвестный
путь всегда бесконечен в начале. А в конце он оказывается лишь короткой
тропой. И похоже, что оптимистам только предстоит преодолеть его. А
пессимисты уже прошли его, и все о нем знают .
Пессимизм
порождаем приобретенным знанием и горьким опытом. Оптимизм питаем
многообещающей надеждой и наивным неведением. А между ними рациональный
реализм, что идет по этому пути, и впечатления его свежи и, как ни у
кого, верны .
«Золотая середина», о которой писал Гораций, или
как говорят французы «juste milieu», «справедливая середина». То есть,
тот здравый реализм, который находится между крайним черным пессимизмом и
крайним розовым оптимизмом. Та здоровая кондиция, находящаяся ближе
всего к истине. Именно реализм дает сухую непредвзятую оценку всему
происходящему, в то же время предоставляя надежду на неповторение
«оптимистических» ошибок прошлого в будущем . Источник: http://www.vibiraem.com
|