На фотографии — всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Дело происходит в 1914 году. Один из воинов-абхазов (других в Абхазской сотне и быть не могло) выглядит как типичный негр. И это никого не смущает.
[]
Абхазские негры признаны расово-этнической группой абхазского народа. Они живут в селе Адзюбжа и ряде окрестных сел (Агдарра, Меркула, Поквеш, Члоу и др.). Но внятного ответа на вопрос «Откуда в Абхазии чернокожие?» нет. Есть археологические артефакты, подтверждающие, что негры жили на Кавказе в очень давние времена. Есть абхазский эпос, в котором действуют «чернолицые джигиты, пришедшие на Кавказ из южных земель». Есть легенда о нартах, ходивших на Африканский Рог и вернувшихся оттуда с сотней негров, которые остались жить в Абхазии.
В V веке до н. э. о «темнокожих, с курчавыми волосами» обитателях этих мест писал Геродот, отметивший сходство «черных кавказцев» с египтянами и эфиопами. Через тысячу лет, в V веке н. э. сосланный на Кавказ Иоанн Златоуст тоже упомянул об «эфиопах», обосновавшихся в окрестностях Питиунте (Пицунда). В 1884 году про абхазских негров писал известный винодел В. Тьебо: «Тип лица у них абиссинский». В 1913 году этнограф Марков описывает «курчавых негритят» и «черных людей в белых одеждах» и отмечает, что «негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру».
Есть документальные свидетельства о том, что в начале ХХ века наместник Кавказа Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, а основатель курорта в Гаграх, принц Ольденбургский держал при своем дворе абхазских негров. Есть куча местных легенд о крушении у берегов Абхазии османского корабля с черными невольниками, которые спаслись и основали первое негритянское поселение, о попытке князей Шервашидзе использовать чернокожих рабов на своих мандариновых плантациях, о Петре I, который привез в Россию так много арапов, что раздавал их своим подданным, абхазским князьям.
Сегодня принято считать, что негры появились в Абхазии в XVII веке, а их предками, скорее всего, были эфиопы или египтяне. Но чаще говорят об «эфиопском следе», базирующемся не только на внешнем сходстве, но и на совпадении географических названий: Багада — Багада, Табакур — Дабакур и пр. В 1927 году эту эфиопскую версию поддержали Максим Горький и абхазский писатель Самсон Чанба, бывший тогда одним из руководителей Абхазской Республики. Они специально поехали в места компактного проживания абхазских негров и вынесли вердикт: скорее всего, эфиопы.
Еще одно подтверждение эфиопской версии — контакты между Россией и Эфиопией, начавшиеся еще во времена Алексея Михайловича и продолжившиеся при Петре I, Екатерине II, Николае I и Николае II, который во время кругосветного путешествия встречался с эфиопским императором Мениликом II.
Сегодня негры продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в портах и считают себя абхазами, что с присущим ему юмором засвидетельствовал Фазиль Искандер в книге «Сандро из Чегема»:
«— Ну а как живется неграм в Советском Союзе?
— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.
— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!
— Мы — не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы».
http://www.moya-planeta.ru