При слове ритуал мы обычно вспоминаем магические обряды или церковную службу. Естественно: ни богослужение, ни приворот, невозможны без совершения определенных действий – заговоров или молитв, в которых нельзя изменить ни единого слова, строго последовательных движений и так далее. И мало кому приходит в голову, что без ритуалов мы не обходимся и в обычной жизни. Да что там не обходимся: если взглянуть повнимательней, выясняется, что из ритуалов вся наша повседневность и состоит! Вспомните: разве ваше утреннее пробуждение с питьем чая или кофе из любимой чашки - не ритуал? Самый настоящий. А ритуалы приветствия-прощания? Что же такое ритуал, чем он столь ценен, отчего без ритуала мы не можем шагу ступить?
[]
Ни одна религия не обходится без ритуалов. Где-то они более пышные, где-то – совершенно аскетичные, тем не менее, ритуал в любом богослужении присутствует. Спрашивается: зачем нужен церковный ритуал, когда Бог «в душе»?
Инстинкт выживания
Какими бы ни были ритуалы, их главная цель всегда одна – коммуникация: общение между человеком и человеком, между людьми и богами. Именно так - даже если кто-то придумывает ритуал лично для себя и выполняет его строго в одиночестве! Например, ребенок решает про себя: «Если я проскачу на одной ножке вон до той скамейки, не оступлюсь, и меня никто не окликнет, то про дневник дома никто не спросит». Ему и в голову не приходит, что он придумал в меру сложный ритуал «договора с высшими силами», принес им жертву (проскакал на одной ножке) и дождался от них «благословения» (никто его не окликнул).
Коммуникация лежит и в основе ритуалов животных, птиц, насекомых. При помощи раз и навсегда установленного набора действий одна особь передает другой информацию о своих намерениях – дружественных, брачных или воинственных. И если какая-то «белая ворона» на стандартный набор ритуальных действий реагирует неадекватно, значит, она больна, «сошла с ума», и ее следует изгнать из стада, стаи, роя или общины. По сути, ритуалы животных и ритуалы человека произрастают из одного корня и служат одним целям – коммуникации и сохранению вида.
По законам Гармонии
Почему-то сравнение с животными для нас всегда немного обидно. Как можно сопоставить ритуал принятия воинской присяги или церковную службу с какими-то брачными танцами страусов? Однако оснований для этого больше чем достаточно.
Давайте вспомним чудесную сказку Экзюпери «Маленький принц». Перелетая с планеты на планету, он встречает фонарщика, который зажигает и гасит фонарь каждую минуту -- потому что именно с такой скоростью теперь на его планете меняется время суток. На вопрос Маленького Принца, зачем он это делает, фонарщик отвечает: «Такой уговор». Глядя на этого «нелепого человека» и наблюдая за его странными действиями, Маленький Принц понимает: это и есть высшая честность – исполнять свой долг, делать свою работу, даже если она превратилась в чистой воды ритуал. Бессмысленны ли действия фонарщика? «В его работе все-таки есть смысл, - считает Маленький Принц. - Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
Что же получается? Ритуальные действия могут быть начисто лишены практического смысла: зачем скакать на одной ножке? Зачем ежеминутно зажигать и гасить фонарь? Зачем повторять слова молитвы или присяги? Истинный смысл ритуала – в повторении ряда символических действий, «гарантирующих» связь с Высшими силами. При чем уж тут практический смысл?!
Но есть у ритуала еще одна сторона, которую вообще нельзя назвать «функциональной». Это красота.
Ритуалы в животном мире тоже бывают изумительно красивы – вспомните изящнейшие брачные танцы павлинов. Но и птицы, и рыбы, и млекопитающие выписывают все эти сложнейшие «па» вовсе не для красоты! Для братьев наших меньших они абсолютно естественны, то есть, экономны и целесообразны. А вот в мире человеческом красота ритуала имеет собственную ценность и особый смысл.
Только человеку Бог дал такое «излишество» как чувство прекрасного. Для нас красота церковных богослужений – символическое отражение Небесной Гармонии, следование тем законам, по которым был создан наш мир.
Основные темы древнейших ритуалов именно космологические: сотворение космоса из хаоса. «Воспроизводя» акт творения, люди пытались восстановить космос, гармонию в священном пространстве храма, чтобы «вылечить» от хаоса и разрушения весь остальной мир (ну, или, хотя бы один народ в отдельно взятой стране). Непременным условием действенности ритуала являлась жертва богам. Когда сегодня мы пускаем кошку в новый дом («на счастье»), нам, конечно, не приходит в голову, что этот обычай – отголосок древнего ритуала, согласно которому домашнему божеству необходимо было жертвовать скот и прочую живность.
В принципе, с помощью ритуала любое жизненное событие можно соотнести с «небесной историей». Строительство храма или даже нового дома – с сотворением мира, свадьбу – с небесным браком, войны – с междоусобицами богов.
Красота спасет мир
Совершенная, прекрасная форма ритуала часто переходила из одной религиозной традиции в другую, наполняясь совершенно иным содержанием. Внутренняя сущность ритуала всегда разрушается раньше, но сохранность формы какое-то время оставляет возможность «вспоминать», возвращаться к истинной сути. Сам по себе ритуал, лишенный духовного наполнения, является лишь «фантиком», оболочкой. Ритуальное искусство постепенно становится музейным экспонатом, философия – предметом изучения историков и этнографов, а обломки ритуальных действий превращаются в обряды, обычаи, поверья, то есть, сводятся к примитивному магизму. Мол, если после пожертвования в сто «баксов» Кадиллак врезался столб, значит, церковная кружка «неисправна».
С другой стороны, когда религия отказывается от ритуала, отказывается от формы в пользу содержания (как это происходит, например, в некоторых ответвлениях протестантизма), богослужение становится все более похожим на эстрадное шоу. При этом рано или поздно придумываются и внедряются новые ритуалы, но уже не такие … красивые. Православная апостольская церковь, пожалуй, самая «ритуализированная». Когда владыку Антония Сурожского спросили, почему православные службы такие пышные, он просто сказал – «детям нравится».
И, действительно, зачем нужен церковный ритуал, когда Бог «в душе»? Да ни зачем. Вот только – кто у нас в душе после всех наших «приключений», это еще вопрос. Апостол Иоанн Богослов призывает христиан к «различению духов», апостол Павел предупреждает, что и «сам сатана принимает вид Ангела света». Церковный ритуал в своей полноте, по меньшей мере, дает ориентир красоты как силы, структурирующей общество, соединяет Небо и землю, прошлое и будущее, реальное время и время метафизическое.
Человек – удивительное существо, принадлежащее одновременно и «миру дольнему», и «миру горнему»; он состоит из тех же элементов, что и прах под ногами, имеет те же рефлексы, что и животные, он «телесен». Но он – единственное из животных, которое принадлежит и миру «бестелесному», духовному. Человек, как ангел, способен воспринимать абсолютную Красоту и красоту божественного творения, а, обладая телом, плотью, может сам творить красоту. В церковном ритуале наиболее полно выражаются эти способности: человек творит ритуал, но и ритуал помогает человеку оставаться (и становиться) самим собой.
Тина Георгиевская
ЖИЗНЬ В РИТУАЛЬНОМ ТАНЦЕ
«Вот все у вас как на параде, салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, – это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме», – возмущается булгаковский персонаж. И, возможно, он найдет немало единомышленников, а кто-то даже добавит от себя расхожее: «будь проще – и люди к тебе потянутся». Мы, однако, возразим гипотетическим союзникам звероподобного существа: не хлебом единым жив человек, не обойтись ему без «пожалуйста-мерси» и гораздо более сложных ритуалов.
Потребности человека разнообразны, для жизни ему необходимо значительно больше, нежели просто быть сытым и одетым. Известно, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, деградируют и даже погибают. Но и для взрослых продолжительное отсутствие эмоционального и сенсорного контакта чревато серьезными психическими нарушениями. Даже у матерых преступников, не страдающих излишней чувствительностью, одиночное заключение вызывает ужас. Иными словами, люди испытывают «сенсорный голод» и «потребность в признании». Самое неприятное общество полезнее и выгоднее для человека, чем его отсутствие. Этот парадокс подтверждают эксперименты, проведенные на крысах. Ученые установили, что ласковое обращение и болезненный электрошок одинаково эффективны для поддержания здоровья крыс!
Другая насущная потребность человека, именуемая «структурный голод», связана с необходимостью избегать скуки. Доказано, что затяжная хандра тоже приводит к болезни. Так что выражение «умереть от тоски» – не просто метафора, а вполне реальная опасность.
Кроме того, человек не может прожить жизнь, просто повторяя видовые образцы, как это делают животные: он должен сам творить свою судьбу. Еще нам необходимы система ориентации и объект для служения, иными словами, мы испытываем религиозную потребность.
К счастью, существует универсальный инструмент, идеальный механизм, позволяющий удовлетворять все человеческие нужды. Я говорю о ритуале. Он связывает человека с окружающим миром. В ритуале человек и мир – едины.
Ритуалы существенно облегчают жизнь. Они предлагают готовые, проверенные временем модели поведения, позволяющие предупреждать конфликты, достойно вести себя в сложных ситуациях, словом, избавляют от множества неприятностей. Благодаря ритуалам, нам не приходится ежеминутно обдумывать каждый шаг, постоянно мучиться сомнениями – a правильно ли мы поступаем? Даже повседневные ритуалы общения (приветствия, знакомства, приема пищи, обмена подарками и так далее), столь привычные, что мы не всегда осознаем их как ритуалы, удовлетворяют значительную часть наших потребностей. Так, незатейливый ритуал приветствия, который мы зачастую проделываем полуавтоматически, позволяет утолить не только «потребность в признании», но и «сенсорный голод» (рукопожатия, объятия, поцелуи). Хотя мы не всегда осознаем, насколько этот ритуал важен. Представьте, что ваш знакомый входит в комнату и вместо ожидаемого «привет, как поживаешь?», демонстративно вас игнорирует. По сути, ничего ужасного не произошло, он всего лишь нарушил элементарный ритуал приветствия. Но… настроение портится, самочувствие ухудшается…
Ритуал воздействует и на бессознательном уровне. Не случайно многие пары, довольно долго прожившие в гражданском браке, с удивлением констатируют, что после церемонии бракосочетания их чувства и отношения сильно изменились. Интересно, что даже в ситуации фиктивного брака, заведомо, казалось бы, формального, маловыразительный ритуал, проведенный в ЗАГСе, «мистическим» образом оказывает влияние на партнеров. И не так уж редко формальный союз трансформируется в реальный.
Чужие здесь не ходят
Разумеется, ритуалы меняются с течением времени. Более того, в разных культурных традициях ритуалы, сходные по содержанию, могут сильно отличаться по форме. Японцу рассыпающийся в любезностях европеец, скорее всего, покажется невоспитанным и грубоватым, но для европейца вежливое приветствие японца уж точно будет излишне подобострастным. Причина – разница культурных традиций.
Тут мы подошли к другой важной функции ритуалов – объединяющей и ограждающей. С помощью ритуала группа самоиндетифицируется, обозначает свои границы, защищает свою «территорию». Именно по этой причине различные школы, организации, клубы имеют свои специальные ритуалы, в том числе, ритуалы посвящения.
Психологи знают, как быстро дети, оказавшись, к примеру, в другой школе, усваивают характерные «примочки» нового коллектива. Для них это жизненно важно: иначе они не станут «своими», не будут приняты в группу. В то же время дома они легко возвращаются к прежнему стилю поведения, принятому в семье, – миниатюрной модели общества.
В семье, кстати, ритуалы необходимы не меньше. Исследования показали, что большинство женщин, проживших в браке более десяти лет, поддерживали определенные семейные ритуалы. Разведенные же признавались, что не придавали им особого значения.
Семейные ритуалы могут быть самыми разными: воскресные обеды, походы в кино, театры, музеи, визиты к бабушке, прогулки, совместное приготовление пищи и так далее. Важно, что при всей своей незатейливости, они прекрасно сплачивают супругов, позволяют им осознать себя как «мы», внушают чувство стабильности и уверенности.
Необходимость общих ритуалов прекрасно понимали вожди тоталитарных режимов. Старшее поколение отлично помнит, какое невероятное количество квазирелигиозных ритуалов насаждало советское государство: парады, выборы, партийные, комсомольские, профсоюзные собрания, Годовщины Октябрьской революции, демонстрации, субботники… В каком-то смысле, такое специфически советское явление, как очереди, тоже можно считать своеобразным ритуалом.
Тихо сам с собою
Человеку необходимы не только коллективные, но и личные, индивидуальные ритуалы. Последовательно совершая одни и те же действия, мы можем вводить себя в необходимое психическое и эмоциональное состояние. Я знакома с одной гадалкой, которая на поверку оказалась ясновидящей. Мне показалось странным, зачем человеку, который и так «видит», прибегать к гаданию на картах! Она объяснила, что постоянно пребывать в состоянии ясновидения очень сложно: это огромная психологическая нагрузка. И ритуал гадания для нее – механизм включения-выключения, позволяющий управлять своим даром.
Подобные ритуалы, помогающие настроиться на нужную волну, есть у каждого. Для кого-то это чашка кофе с сигаретой, для кого-то – утренняя пробежка, без которой день «пойдет наперекосяк». У меня, например, есть свой вечерний ритуал. Перед сном я обязательно должна принять душ и почитать лежа в постели. И даже если я мылась пять раз утром и семь раз вечером, а весь день провела в библиотеке, на ночь все равно придется снова принять душ и, пусть с отвращением, что-нибудь почитать. При этом совершенно невозможно заменить душ, например, ванной, а чтение – телевизором (не случайно ритуал определяют как строго определенную последовательность действий). Разумеется, если в мои планы не входит провести полночи в утомительном и бесплодном бодрствовании.
Очень велик соблазн в заключение торжественно воскликнуть: «Да здравствует РИТУАЛ! Он сделал из обезьяны человека!». Но эффектной концовки, увы, не получится. В жизни животных ритуал играет ничуть не меньшую роль и, кстати, выполняет похожие функции. Более того, животные, как и люди, способны к созданию индивидуальных ритуалов. Так что, похоже, без ритуалов не способно обойтись ничто живое.
Наши предки воспринимали все существующее на земле как копию мира небесного. И любые действия древнего человека воспроизводили деяния богов.
Детство человечества
В современном мире самыми ревностными сторонниками ритуалов являются… маленькие дети. Обратите внимание, как они любят всевозможные ритуалы, как самозабвенно их изобретают, с каким воодушевлением принимают предложенные взрослыми и как строго следят за неукоснительным и точным их исполнением. Если ребенок заметит хоть малейшее отклонение, к примеру, в «священной церемонии» укладывания спать, то всю, зачастую длительную, процедуру придется начинать с самого сначала.
Ритуал и человек родились практически одновременно и существуют вместе вот уже несколько десятков тысячелетий. В каком-то смысле, детство человечества сравнимо с детством каждого отдельного человека. Архаичные люди, как и современные малыши, относились к ритуалам очень трепетно, ревностно исполняли не только церемонии, которыми отмечались переломные моменты жизни, но и ритуалы «на каждый день». И тот факт, что древний человек, не располагавший, в отличие от нас, свободным временем, считал обязательным неукоснительное соблюдение огромного количества ритуалов, говорит о том, что эти действия были для него жизненно важными и приносили ощутимую выгоду – и практическую, и духовную. Попробуем разобраться: что же такое ритуал в его изначальном виде и почему он появился?
Наши предки воспринимали все существующее на земле как копию мира небесного. Любые действия древнего человека воспроизводили деяния богов, совершенные в те благословенные времена, когда боги жили среди людей. Позже, в результате некоей, как они верили, ритуальной ошибки, свободное сообщение между Небом и Землей прервалось, боги удалились на небеса, а некогда бессмертные люди стали смертными. И чтобы вернуть этот «потерянный рай», необходимо было бесконечно выполнять ритуалы, повторяющие акт творения, возвращающие человека к тому первозданному, идеальному состоянию.
Сущность ритуала – уничтожить время, историю, грехи, болезни и вернуться к началу времен, родиться заново. Для ритуального сознания время как таковое не существует: оно начинает ощущаться только в результате «прегрешений», то есть, тех случаев, когда человек удаляется от божественного образца.
Архаический ритуал цикличен: ничто не исчезает навсегда, все, подобно луне, умирает и возрождается вновь. Можно сказать, что в мире не происходит ничего нового: все уже было когда-то и лишь повторяется вновь.
Много позже, в эпоху монотеистических религий, человек был настроен еще более радикально. По словам Мирча Элиаде, он уже не мог «игнорировать или уничтожать историю периодическим повторением Творения и периодическим возрождением времени». Он просто терпел и ждал, когда наступит «час икс», придет Мессия, спасет мир – и история завершится раз и навсегда.
Начни с начала
Проходят века, цивилизации сменяют друг друга, а сущность ритуала остается неизменной – варьируется лишь его внешняя, формальная сторона. Так что все вышесказанное имеет непосредственное отношение и к нам. Речь не о традиционных религиозных ритуалах: этот пример был бы слишком очевидным. Понятно, что для христианина не только крещение – второе рождение, но даже простое покаяние и причастие есть полное обновление и уничтожение всей предыдущей истории, возможность начать новую жизнь: общечеловеческая потребность в периодическом обновлении и уничтожении истекшего времени свойственна абсолютно всем. Кто из нас не начинал новую жизнь с понедельника, с первого числа, с Нового года?
Новый год особенно показателен. Не случайно именно этому празднику придается такое большое значение, именно он связан с огромным количеством ритуалов, поверий и примет. Мы воспринимаем этот день как возможность кардинально изменить жизнь: «пусть все плохое останется в старом году», – говорим мы и надеемся, что так оно и будет. Новый год связан с невероятным количеством запретов и предписаний. Нельзя спать – а то весь год проспишь, нельзя брать в долг – иначе денег не будет, нельзя быть одному, нельзя оставлять незавершенные дела, нельзя плохо выглядеть. И хотя список новогодних табу и так обременительно велик, мы постоянно удлиняем его, добавляя к своим ритуалам еще и чужие. Так что, по продолжительности, сложности, иррациональности современный светский ритуал встречи Нового года ничуть не уступает, а может, даже превосходит архаические! И в сущности, «высокоцивилизованный» индивид XXI века не так уж сильно отличается от своего первобытного предка.
«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». (Ветхий Завет. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Глава 1). Трудно не согласиться с сыном Давидовым, царем Екклесиастом.
Елена БУЖАН
|