Как утверждает историк Андрей
Синельников, алхимическое дело на Руси было поставлено на весьма широкую
ногу и ничем не уступало Западу.
[]
Есть немало упоминаний об алхимиках в
средневековье. Существуют даже книги по данной тематике, например,
известная и очень интересная работа Олега Фомина по истории алхимиков
Поволжья.
Имеются упоминания о русских алхимиках в трудах арабских, персидских и
европейских путешественников. Егор Классен, к примеру, писал, что
Германия XIX века использовала русские горные наименования. Так же он
пишет, что еще до Р.Х. Русь обиловала золотом даже в тех областях, где
золотой руды не было. Этот факт может объясняться как торговлей, так и
успешным алхимическими опытами.
Достоверно известно, что на службе у Ивана Грозного состоял некий
Бомелий Элизиус, т. н. «лютый волхв» (дохтур Елисей). Снискавший
нелестные отзывы потомков (Карамзин называл его «негодяем и бродягой»),
лютый волхв, тем не менее, весьма успешно предсказывал мятежи и бунты,
был астрологом, магом, создателем изощренных ядов и алхимиком.
По просьбе Ивана IV королева Елизавета прислала Роберта Якоби,
известного не только своими успехами в лечении многих болезней, но и
алхимическими опытами.
Русская алхимия
Первое упоминание о русской алхимии относится к концу XVI века.
Прознав о неком человеке из Твери, который «перепускал» (переделывал)
серебряную и золотую руду, Федор Иоаннович повелел доставить его ко
двору, чтобы тот повторил то же самое. Но, как известно, у алхимика
ничего не вышло.
Интересовался алхимическими опятами и Борис Годунов, который ездил посмотреть на «преинереснейшие опыты» в Хорошево.
Мало кто знает, но именно в России в начале XVII века при Михаиле
Федоровиче был написан первый учебник по алхимии. Автором его был Джон
Ди, путешествующий по России под псевдонимом Диева Артемия Ивановича.
Весьма интересен царский указ за 1663 г.: «во Гжельской волости для
аптекарских и алхимических судов приискать глины». А чуть позже при
Петре I Берг-коллегия уже искала купоросную руду в Селенской, Гжельской
волостях, и Московском уезде. А, как известно, купорос является третьим
необходимым элементом наряду с философской ртутью и философской серой
для получения золота химическим путем.
Труды по алхимии писали и местные ремесленники. Очень примечательны в
сохранившемся «Сказании о всяких промыслях и указы…» явно алхимические
рецепты. Например, «Указ, как золото твореное составить» (т. е., как
сделать золото). Данная рукопись хранится в Московском историческом
музее.
http://gifakt.ru/
|