[] Мачу-Пикчу
(буквально «старая вершина») иногда называют «потерянным городом
инков». Этот город был создан как священный горный приют великим
правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то
есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда
испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его
жители таинственно исчезли. Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу.
По
своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль
крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы,
резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей
частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг
к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200
человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали
сельскохозяйственные культуры на террасах. Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении.
Город
обнаружил американский исследователь из Йельского университета,
профессор Хайрем Бингхем 24 июля 1911 года. Бингем назвал город
Мачу-Пикчу. Позднейшие исследования, однако, выявили, что речь тут
скорее должна идти не о городе, а о крепости инков, которая благодаря
своему неприступному местоположению осталась не замеченной и не
разграбленной испанскими конкистадорами, хотя находилась всего в 120
километрах к северо-западу от оккупированной испанцами инкской столицы
Куско. Впоследствии археологи расчистили храм и дворцы.
Центром
крепости является так называемый «священный участок храма», где на
самом возвышенном месте торчит высеченный из гранита остроконечный
столб, к которому ведут по спирали вырубленные в скале ступени. Исследователи
древности идентифицируют этот монолит с так называемым священным камнем
инков «интигуатана», «к которому привязано солнце». Бингхем
предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно
не убегало от них во время зимнего солнцестояния. Подобные каменные
столбы использовались в качестве своеобразных солнечных часов и являлись
в империи инков средоточием культа Солнца.
Неподалеку
от интигуатаны были обнаружены три хорошо сохранившихся стены храма
Солнца с алтарем, сложенным из трех блоков скального камня. Другим
значительным сооружением на территории дворца является Торреон —
полукруглая башня с жертвенниками, под которой находится пещера,
названная Хайремом Бингемом «Усыпальницей властителей». Поблизости
археологи наткнулись также на 142 скелета, преимущественно женских:
возможно, то были «ахиллас» — девушки, предназначенные в жертву богу
Солнца. В других, более простых постройках, образующих небольшие жилые
кварталы, явно обитали солдаты или семьи ремесленников. Свободная
ровная поверхность, ныне называемая Пласа Принсипаль (Главная площадь),
вероятно, служила местом собраний, проводившихся во время праздничных
торжеств, например в день праздника зимнего солнцестояния.
Сотни
террас, поднимающихся уступами к собственно городской территории,
одновременно использовались в качестве плантаций для сельского
хозяйства. На узких, упирающихся в скальные стены полях выращивали
картофель, кукурузу и различные овощи. Землю для посадок, видимо,
принесли из расположенной в пятистах метрах ниже долины реки Урубамба.
Согласно расчетам, горные поля Мачу-Пикчу могли прокормить примерно 10
000 человек.
Дорога
из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских
строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся
империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью
примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели прежде всего
стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме
того, они способствовали культурному обмену между всеми областями
государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству
керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.
Инки
не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что
проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух
сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных
заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь.
Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты,
которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит
мост, ожидала смерть.
Чтобы
возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось
невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и
археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных
на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке
фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500
лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального
карниза.
Наследники
андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с
великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не
смогли стереть из памяти.