АРКОНА — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «уркан», что означало «на конце».
Здесь находился один из последних известных языческих пантеонов богов славян.
В 1168 г. его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
[]
Западнославянские прибалтийские племена (венды),
расселившиеся между Эльбой (Лаба), Одером (Одра) и Вислой, достигли
высокого развития к IX-Х векам нашей эры, построив на острове Ране
(Рюген) священный город храмов Аркону, который выполнял для всех
прибалтийских славян роль славянской Мекки и Дельфийского Оракула.
Славянское племя ранов сформировало в своей среде жреческую касту
(наподобие индийских браминов или вавилонских халдеев) и ни один
серьезный военно-политический вопрос не решался другими славянскими
племенами без совета с ранами.
Раны (руаны) владели рунической письменностью вендской традиции,
графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун
(вероятно и сам термин раны произошел от славянского ранить, то есть
вырезать руны на деревянных дощечках).
Постройка города храмов и взлет языческой культуры вендского этноса был
ответной мерой славянской жреческой элиты для идеологического сплочения
прибалтийских славян против усилившейся экспансии сперва франкских, а
затем германских и датских агрессоров, проводивших под знаменем
христианизации планомерный геноцид славянского населения и изгнание его с
занимаемых территорий. К XIII-XIV векам под интенсивным натиском
датских и немецких крестоносцев славянские княжества Ранское,
Мекленбургское, Бранденбургское и другие пали, и прибалтийский
славянский вендский этнос прекратил свое существование.
Приведем сведения западных хронистов (Адама Бременского, Отгона
Бамбергского, Титмара Мерзебургского) о язычестве прибалтийских славян.
Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со
стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество
храмов всех племенных славянских богов.
Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в
специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с
четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и
обритыми бородами. Четыре головы, по-видимому, символизировали власть
бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя
сезонами времени, то есть космического бога пространства-времени
(сходного с римским Янусом). В правой руке идол держал рог, выложенный
разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была
изогнута дугою и упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над
урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной
силы.
Поблизости от идола находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны).
В храме стояло священное знамя Святовита, называемое ста́ницей. Эту
станицу раны чтили как самого Святовита и неся ее перед собой в походе
или сражении, считали себя под покровом своего бога (боевое знамя также
можно атрибутировать как символ бога войны).
После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось
много вина для жертв и пира. По-видимому это происходило в сентябре,
по-славянски — Рюен, откуда и второе название острова — Руян. Остров
Руян упоминается во многих русских сказках, в которых из-за особенностей
детского произношения его название превратилось в "остров Буян".
Накануне праздника жрец Святовита с веником в руках входил во
внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество,
начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец
временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день
проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской
рождественской колядой. Это значит, что ранские жрецы применяли
сентябрьский стиль времяисчисления (год начинался с осеннего
равноденствия).
На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола
Святовита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть
или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец
наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих
благ себе и народу. Затем он опять наливал рог новым вином и влагал его
в руку истукану. После этого приносили идолу пирог из сладкого теста
выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ,
видно ли его. Когда отвечали, что виден лишь пирог, жрец просил бога,
чтобы и на другой год они могли сделать такой же пирог. В заключение
именем Святовита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить
арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на
суше. Затем все пили и ели до отвала, ибо воздержание принималось за
обиду божеству.
http://rodonews.ru/
|