400 лет назад на русский престол поднялся Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Избрание царем Михаила Федоровича возродило русскую государственность и положило начало завершению страшной эпохи Смуты на Руси. Достоверных документов об этом времени осталось немного. Те, что уцелели, давно исследованы и описаны специалистами. А где сегодня можно увидеть запись, сделанную рукой, например, юного царя Михаила, или Лжедмитрия, или Бориса Годунова? Ну а о буквах, нацарапанных европейским ландскнехтом, шедшим на Москву, или, скажем, рядовым запорожцем, и говорить не стоит? Ошибается тот, кто так думает.
[]
В начале XVII века в Подмосковье монументальными сооружениями из долговечного материала были только православные храмы. Поэтому захватчики с Запада, идущие на Москву, считали обязательным выцарапать клинком сабли или кинжала на камне что-то на память о себе, часто с указанием даты записи.
Профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Александр Константинович Крылов, исследователь древнерусской стенописи, обратил внимание на такие автографы, занимаясь реставрацией живописи в древних православных храмах постройки еще XVI века. Недалеко от Москвы, у старой Смоленской дороги у села Большие Вяземы, высятся белокаменные громады домовой Преображенской церкви Святой Живоначальной Троицы в бывшем имении «краткосрочного» русского царя Бориса Годунова. Возведение церкви было завершено к началу его царствования, и изначальная роспись внутренних стен была совершена по его заказу. Через село Большие Вяземы на протяжении всего бурного XVII века на Москву и от столицы двигались войска, посольства, обозы разных политических сил и государств. Естественно, что на привалы располагались в единственном на всю округу каменном строении (удобном и для обороны) – в залах церкви.
И вот на высоте человеческого роста, под более поздними росписями стен, профессор Крылов обнаружил десятки автографов и рисунков, нанесенных участниками событий Смутного времени. Конечно, кто-то замечал их и раньше, тем более что на стенах храма рядом с довольно древними часто попадались отметки, сделанные не так давно. Например, вероятнее всего, оставленные А.С. Пушкиным или офицерами войск Кутузова и Наполеона. Но эти надписи и отметки толком никто никогда не исследовал и сведений о них не публиковал.
Интернациональные надписи
А посмотреть там есть на что. Обнаружены автографы персонажей прелюбопытнейших, в прямом смысле cлова героев Смутного времени. Самый старый автограф, который удалось обнаружить, датирован 1608 годом и оставлен неким поляком Яном Муклевским. Такой человек состоял в свите «царя» Лжедмитрия II. Следующие надписи датированы 1612, 1618 и 1637 годами. Последняя надпись ХVII века отмечена 1645 годом и сделана рукой некоего Яна Констанскаса, причем свое имя на стене церкви он вырезал и на латинице, и на кириллице.
На северной стороне алтарной апсиды найдена надпись по-польски – автограф стольника князя Дмитрия Черкасского, представителя древнейшего русского рода, в 1612 году переметнувшегося в стан «Тушинского вора» Лжедмитрия II.
А вот на простенке южной стороны витиеватая роспись воеводы «Тушинского вора» Самуила Тышкевича, разбитого под Ярославлем русскими войсками. Почти рядом с подписью князя Черкасского найден автограф еще одного известного персонажа – польского полковника Романа Ружинского, избранного гетманом войска Лжедмитрия. А еще один интересный автограф на южной стене храма начертан рукой воеводы Валевского. Он прибыл в ставку «Тушинского вора» с отрядом запорожских казаков и был назначен канцлером Московского царства.
В войсках, направляемых с Запада на порабощение Московии, образовался «интернационал» из наемников со всей Европы. Многие считали своим долгом расписаться на стенах разграбленного храма. По этим надписям сегодня можно составить представление о национальном составе армии оккупантов.
П. Ивит – вероятно англичанин или шотландец. Гинкинуген – скорее всего, уроженец Северной Германии. Л. Мунк – возможно, предок датского королевича Вольдемара, в фамильной истории которого числится рыцарь той эпохи Людвиг Мунк. Единственное обнаруженное французское имя – Жан Лефеш. Современник мушкетеров, он тоже продал свою шпагу самозванцу. Помимо военных на стенах храма оставили свои подписи и представители «конкурирующих» конфессий: ксендз Цешелис, монах-иезуит брат Иоаннес Жуковский и иудейский раввин Самуэл.
Дай менi сала
Священнослужители враждебных православию конфессий, наемники из далеких земель, польские паны, которые зарились на московский престол… Их богохульство или просто равнодушие к духовному центру русских понятно. Но горько было профессору Крылову читать надписи, сделанные на стенах церкви рукой наших слабодушных предков. То время потому и назвали Смутным, что оно породило дьявольское смятение в человеческих душах. Вот, например, автограф Юрия Потемкина. Современники называли его «московского государства изменник». Он позабыл о родине и православии, перейдя на службу к польскому королю и осаждая в составе его армии Смоленск. И этот предатель тоже не забыл отметиться на стенах церкви села Большие Вяземы.
О самом мирском – о сале – мечтал безымянный казак, служивший польской короне. Видно, совсем оголодал в разоренном Подмосковье, потому и нацарапал на стене церкви: «Господь, дай менi свининки!» О том, что казаки в составе польского войска воевали с русским царем, не любят вспоминать историки казачества. «Воровские казаки» не только служили польскому королю (донцы вошли в состав армии короля Владислава в походе на Москву в 1617-1618 годах) и «царям»-самозванцам, но и грабили беззащитные волости. В начале XVII века на территории Московского царства шла гражданская война с несколькими враждующими политическими центрами с участием иностранной интервенции. Ополченцы русского земства – это вчерашние пахари и ремесленники, вынужденные взять в руки оружие. Казаки – потомственные воины, профессионалы. Спрос на них у всех претендентов на русский престол был большой, хорошо платить за службу готовы были все, и станичники испытывали настоящий «экономический бум».
Даже избрание нового царя – Михаила – ни в чем никого тогда не убеждало. Вон «царевича Дмитрия» так же признали государем – и что? Потому казаки не стыдились жечь и грабить православные храмы и тем более писать на их стенах… Например, о сале.
Поле для открытий
Исследование профессора А.К. Крылова – граффити Смутного времени, непривычная для профессиональных историков форма изучения письменных свидетельств прошлого. Будучи художником, он удачно выступил и как исследователь необычной грани нашей истории, впервые в России опубликовав итоги своих исследований в работе
«Лики и лица Смутного времени». Его опыт открывает для каждого любителя редкостей необъятное поле поисков. Ведь на стенах многих и многих древних церквей можно еще найти автографы тех, кто давно канул в реку забвения.