Почему даже красивые интерьеры выглядят зачастую негармоничными? Почему нам хочется перевесить правее картину, расположенную в точности над комодом? Ответ один — сознание человека ищет равновесия, то есть баланса, и достичь его в интерьере — важная задача.
[]
Сразу оговоримся: понимание баланса как "полной симметрии" — очень сильное упрощение. К тому же уравновешивание интерьера — это лишь одна их составляющих гармонии, хотя и очень важная. Сбалансированный интерьер вовсе не обязательно будет комфортным — в понимании комфорта для человека всегда лежит гораздо больше составляющих, сводить которые к одному параметру совершенно недопустимо.
|
"Достижение баланса — задача не из простых" |
Самый простой способ начать говорить о балансе — разбить интерьер визуально на две части и попробовать достичь между ними равновесия. Сложности начинаются сразу же: на какие части делить и по какой линии? Поскольку большинство комнат, с которыми нам приходится иметь дело, прямоугольные по сути, в качестве раздела можно выбрать любую ось симметрии, которая будет служить композиционным центром. Но симметрия комнаты вовсе не означает, что отделка, декор и мебель тоже должны быть симметричными, хотя в желании уравновесить все в одной и второй половинах комнаты такое решение приходит в голову первым. К примеру, установив в одной половине картину в тяжелой раме, можно уравновесить ее второй такой же, а можем прибегнуть к "утяжелении" второй цветом или фактурой. Баланс в условии асимметрии — "святой грааль" интерьерных дизайнеров, на добывание которого тратится много сил, делается много проб и ошибок... и все равно далеко не всегда получается добиться идеального результата. Так, иногда комната, кажущаяся уравновешенной днем, совершенно разбалансируется при искусственном освещении, можно вспомнить и массу других примеров...
А можно ли все-таки пойти по простому пути — повторяя элементы относительно оси симметрии? Без проблем — это простой и очень благодарный способ, совершенно не теряющий актуальности. Как в таких случаях быть с элементами, которые "раздваивать" нет никакого смысла (в качестве подобных можно привести, например, телевизор в гостиной или плиту на кухне)? Очень просто — размещая их по линии композиционного центра. Можно поступить и наоборот — провести ось симметрии по подобным объектам, о "отзеркалить" предметы по обе стороны от этой оси. Парные элементы мебели и декора, системы хранения, светильники и прочие объекты прекрасно "раздваиваются" и, если вы тяготеете к консерватизму с налетом перфекционизма, обустроить для себя такой интерьер не составит такого уж труда.
|
"Достижение баланса — задача не из простых" |
Однако подходит такой интерьер, разумеется, не для всех. Речь даже не о свойствах характера, несовместимых с "примитивным" подходом ("примитивность" тут в кавычках не зря, особенно учитывая то, сколько усилий, в том числе умственных, иногда требуется для достижения симметрии). Достаточно сказать, что полная зеркальность часто не вполне рациональна с точки зрения использования пространства, и это аргумент уже посерьезнее. А в некоторых вытянутых вдоль одной оси помещениях попытка добиться продольной симметрии и вовсе приводит к неприятному "вагонному эффекту", когда комната зрительно превращается в длинный коридор.
|
"Достижение баланса — задача не из простых" |
Так что мы возвращаемся к началу статьи — к разговору о том, что понимать "равновесие" именно как "симметрию" вряд ли имеет смысл. Для того, чтобы добиться баланса, не обязательно прибегать к зеркальности. Уравновесить, скажем, диван в одной части комнаты можно в другой половине помещения не диваном, а, например, стеллажом. Можно обратить еще внимание на то, что один диван примерно равен по зрительному "весу" двум креслам. А что делать, если наша асимметрия кажется нам не задуманной, а вынужденной? Как сделать так, чтобы интерьер не выглядел так, будто мы сдались в последний момент на пути к "идеалу"? Самый простой вариант — дополнять позиционную асимметрию поуровневой. Например, если с одной стороны у нас низкое кресло, то с другой должна быть полка выше середины стены или высокий торшер.
И последнее соображение. Как показывает практика, комбинировать симметрию с асимметрией вполне можно в рамках одной квартиры. Для гостиных, столовых, детских, гостиных симметрия — самый разумный и естественный выбор. А вот в кухнях и рабочих кабинетах — то есть там, где нужно не только спокойствие, но и требуются творческие порывы, ассимметрия не нужна. Хотя последнее слово, разумеется, остается все равно за вами!
По информации PRO Недвижимость
|