В середине XVII века в русской церкви случился раскол, и тысячи людей бежали из центральных областей на окраины, подальше от вездесущей власти. А некоторые раскольники подались на поиски легендарной страны – Беловодья. По мнению старообрядцев, находилась она где-то на востоке и была настоящим раем на земле, где каждый обретал счастье, свободу и процветание.
[]
Белая страна
У многих народов существовала своя мечта о райских землях. Для буддистов это была Шамбала - загадочная страна, затерянная в суровых Гималаях. Китайцы верили, что в Куньлуне, одной из крупнейших горных систем Азии, простирающейся от Памира до Сино-Тибетских гор, находится Долина Бессмертных – место, где все люди как братья. Русские тоже испокон веков грезили о своей терра инкогнито, где царит всеобщее счастье, добродетель и справедливость, где люди не болеют, где зерно родится само собой, где вдали от мира живут праведники, где нет никаких гонителей веры, бояр и царей. В представлении нашего народа такая страна сначала находилась на Крайнем Севере, потом «переехала» на Урал, затем - в Сибирь, а в итоге «перекочевала» на Алтай. Чудо-землю называли по-разному: Запретной Страной, Страной Белых вод и высоких гор, Страной Светлых духов и живого огня. Но как бы ни звучало ее название, неизменным оставалось одно: «русская Шамбала» всегда предполагала наличие воды – реки, озера или моря, обязательно «белого». Что за водоем имели в виду наши предки, трудно сказать - возможно, Белое море, возможно, священное озеро Байкал, а может, великую реку Обь. Белый цвет, священный для многих народов, символизировал не только чистоту, но и Восток. Вероятно, именно поэтому многие раскольники отправились на восток, надеясь обрести в чужих краях долгожданную свободу и благоденствие. «В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими — там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье», — писал Н.К.Рерих в своем путевом дневнике.
В поисках земли обетованной
Раскольники держали курс на Юго-Западный Алтай. Там, в Бухтарминской долине, между расплывчатыми границами Российской империи и Китая, образовалась территория, до поры до времени не имевшая государственного устройства и твердых границ, что позволяло беглым людям устраивать жизнь «без царя». Здесь беглецы были полностью предоставлены сами себе и могли беспрепятственно совершать обряды по прежним церковным канонам и жить по своему усмотрению. Немногочисленные соседи – казахи, китайцы, алтайцы и ойраты – были настроены дружелюбно. Староверы сразу же взялись за дело: поставили избы, кузницы и мельницы, завели пчел, открыли охоту. Но неугомонная русская натура не давала покоя…
Первая партия раскольников отправилась на поиски Беловодья в 1840 году, а самая многочисленная группа в 130 человек ушла в 1860 году. Последней экспедицией переселенцев руководили братья Бобровы – Семен и Хрисанф. Староверы выступили из Бухтарминской долины с семьями. Ехали верхом, со своим нехитрым скарбом, при себе имели оружие и товары на обмен. Перейдя через хребет Тянь-Шаня, взяли курс на озеро Баграшкель и город Карашар, а далее, двигаясь на юг, после разных приключений достигли селения Чарклык. От него было рукой подать до озера Лобнор. Именно его многие и считали конечной точкой своего путешествия: это озеро действительно было белым – из-за большого количества соли. Николай Рерих так описывает устремления своих соотечественников: «Много народу шло в Беловодье. Наши деды … тоже ходили. Пропадали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, пришлось вернуться. Много чудес они говорили об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать». Рерих, как известно, был известным фантазером, на самом же деле «чудесный» край оказался неприветливым. Путники натолкнулись на обнажившиеся после песчаной бури руины города Лоуланя, стоявшего некогда на острове и засыпанного полторы тысячи лет назад дрейфующими песчаными дюнами. Да и само озеро оказалось коварным – оно могло менять свое положение. Но делать было нечего, и привыкшие к испытаниям русские пахари и охотники поселились около развалин древнего города. Вырыли землянки, стали обрабатывать неподатливую землю, ловить рыбу. С местными жителями пришельцы объяснялись при помощи казахского языка, который освоили еще на Алтае.
Вслед за этой группой в дорогу выдвинулась другая – под водительством Емельяна Зырянова, но, достигнув гор Алтынтаг и не найдя дальше пути, вернулась обратно. Потом были и другие отряды, одни из которых не смогли пересечь территорию современной Монголии, а другие – современного Тибета. Неудачники возвращались обратно не солоно хлебавши. Но и счастливчики, добравшиеся до Лобнора, были недовольны. Пустынные засоленные окрестности Лобнора были далеки от образа Беловодья – страны мечты с молочными реками и кисельными берегами. Помыкавшись там какое-то время, некоторые семьи решили вернуться обратно – на Алтай. Другая часть двинулась дальше на юг и прибыла в урочище Гас – еще более негостеприимное и непривычное для русского человека место. После недолгих поисков там были обнаружены более-менее пригодные для жизни земли. Староверы с удвоенной энергией принялись осваивать территорию, но тщетно – чужая земля не принимала их. Не прошло и года, как в их стане произошел раскол, и часть семей решила вернуться в Бухтарминскую долину. А со временем и оставшиеся на чужбине последовали их примеру. Позже русский исследователь Пржевальский обнаружил в тех краях следы их пашен. Так ничем и закончился поход русских староверов на юг, на территорию современного Китая. Впрочем, то здесь, то там в Поднебесной по сей день встречаются поселения русских староверов.
Своя колея
Путешественники вернулись на Алтай и в Забайкалье и на том успокоились. Как говорится, не ищи обетованные края – они там, где родина твоя.
Поселения староверов сохранились на Алтае до сих пор. Здесь их зовут «кержаками», «каменщиками», «стариковскими». Конечно, сегодня их быт изменился. Они живут в добротных кирпичных и деревянных домах, ездят на иномарках, преимущественно японских, носят европейские костюмы, но по-прежнему следят за порядком в деревнях и работают не покладая рук. В их селениях и нынче можно увидеть колоритные колодцы-журавли, а в ухоженных садах – улья. Как и встарь, стараются не курить и не пить, мужчины носят бороды. Им удалось сохранить свою веру и традиции во многом потому, что они крайне щепетильно относились к приему новых членов в свое сообщество. Говорят, после чужаков даже выбрасывали тарелки и ложки (это помогало, кстати, избежать эпидемий).
Самыми строгими и закрытыми староверческими общинами считаются мелхиседеки. У них свой календарь, свои книги, главная из которых Часовник. Чужими и новыми книжками не пользуются. Службу ведут на церковнославянском, мирские песни запрещены. С иноверцами предпочитают не общаться и в свой круг не пускать. Не менее своеобразны и стариковцы. Многие отказались от пенсий и паспортов, живут натуральными хозяйством, магазины обходят стороной, а телевизоры, магнитофоны и телефоны считают благами от нечистого. Признают только электричество. «Каменный век» - скажут некоторые. Но, как ни странно, сюда, на Алтай, в последнее время устремляется все больше староверов со всех концов земли. Вот и община из Америки, штат Орегон, численностью больше десяти тысяч после визита их «вожака» пребывает в раздумьях, а не покинуть ли американскую сторонку да не вернуться ли в родные края?!
Славянский рай
Само слово «Беловодье» предполагает наличие белой воды или белой реки. В Арийском жреческом письме этому понятию соответствовал образ одной руны – «Ирий» - белая, чистая вода. Так, Беловодье определяется как легендарная земля, духовный центр Белого Братства; райская местность, расположенная где-то на востоке земли. Проще говоря, Беловодье - это обособленная территория, на которой проживали духовно продвинутые, просветленные люди.
Увидишь, если дадено
Писатель Вячеслав Шишков, автор книги «Угрюм-река» и исследователь Сибири, Беловодья не искал, но легенды о нем записал: «Есть на свете такая диковинная страна, называется она —Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли или еще где-то. Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу, путь свой править, и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет — ни пахать, ни сеять — яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся — бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна диковинная».
Как попасть в Беловодье?
«На Беловодье надобно ехать до города Бийска… до деревни Устюбы. Потом путь пройдет через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше...» — писал Н. К. Рерих.
Влад СТРОГОВ
|