Любознайка Суббота, 18.05.2024, 18:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2021 » Декабрь » 3 » Бунт на Афоне: зачем Священный Синод отправил солдат против монахов
20:12
Бунт на Афоне: зачем Священный Синод отправил солдат против монахов
 
 

1913 год отметился трагическими событиями в истории Русской православной церкви. Догматические разногласия между частью русского монашества на Афоне и представителями Священного Синода привели к боевым столкновениям братьев по вере.

[]

Больше чем догма

В 1907 году свет увидела книга схимонаха Илариона (Домрачева) «На горах Кавказа», в которой автор призывал верующих утвердиться в непреложной истине, что в имени Божием сокрыт Сам Бог. «Сущность и действенность молитвы Иисусовой зиждется на силе призываемого Божественного Имени Господа Иисуса Христа, к которому молящийся должен относиться как к Самому Господу Иисусу», – писал Иларион. Книга вызвала серьезную полемику в православном обществе, с особой силой в нее оказалось вовлечено монашество русского монастыря Святого Пантелеимона на Афоне.

Масло в огонь подлил афонский инок Хрисанф, выступивший в 1909 году с критической рецензией на труд Илариона. Он обвинял кавказского монаха-отшельника в «ереси, двоебожии и пантеизме». По словам Хрисанфа, Спаситель получил простое человеческое имя, которому не следует приписывать обоготворяющее значение и приравнивать его к сущности Творца.

Афонское монашество в этой полемике разделилось на два лагеря: поддержавшие Хрисанфа стали называться «имяборцами», их оппоненты – «имяславцами». К последним, в частности, примкнул видный ученый и религиозный деятель иеромонах Антоний (Булатович), получивший известность как исследователь Эфиопии. Негативно к движению «имяславцев» отнесся Священный Синод РПЦ, запретивший в 1912 году книгу Илариона, а вместе с ним и Вселенский Патриарх Иоаким III, назвавший новое учение «бессмысленным» и увещевавший служителей Пантелеимонова монастыря отречься от опасного заблуждения.

 

От слов к делу

Позиция Святейшего Синода вызвала лишь волну возмущения среди афонских «имяславцев», однако их никто желал слушать. В Петербурге от слов уже начали переходить к делу. 17 мая 1913 года Синод предписал архиепископу Вологодскому и Тотемскому Никону в сопровождении профессора Московской духовной академии Сергея Троицкого отправиться на Афон, чтобы искоренить еретический заговор. Первой остановкой делегации был Константинополь, где прошла встреча с новым Вселенским Патриархом Германом V, а также с представителями афонского кинота. Последние сообщили Никону тревожные вести: партия «имяславцев» выросла до 3/4 всего братства Пантелеимоновской обители и настрой ее членов был весьма решительным.

Не менее решительно взялся за дело и Синод, распорядившийся для усмирения афонского мятежа отправить вместе с миссией боевой корабль «Донец», выделив в качестве сопровождения пароход «Царь» с пятью офицерами и сотней солдат на борту. Источники свидетельствуют, что по прибытии на Афон Никон в целях безопасности был вынужден неделю жить на корабле, проводя переговоры с посещавшими его депутациями. Впрочем, к согласию стороны прийти так и не смогли. Пантелеимоновская братия категорически не желала уступать в своих убеждениях. Дело шло к открытому столкновению.

С 14 июня под усиленной охраной военных делегаты начали проводить перепись монахов русской обители. По сведениям Никона, к 29-му числу из 1700 иноков Пантелеимоновского монастыря около 700 от ереси отреклись, остальные продолжали называть себя «имяславцами» и ни на какие увещевания не поддавались. Было очевидно, что силами чуть более сотни солдат строптивых монахов не унять. 3 июля на Афон в помощь синодальной комиссии прибыл пароход «Херсон», на борту которого находилась рота солдат готовых исполнить любое поручение.

Приказ от российского консула в Константинополе военным был таков: мятежников взять приступом, по возможности избегая кровопролития. К сожалению, полностью приказ выполнить не удалось: монастырь был взят, но без жертв не обошлось. По свидетельству монахов, атака произошла в то время, когда иноки совершали богослужение: их безоружных в течение целого часа в упор из шлангов окатывали мощнейшей струей ледяной горной воды. Но и этого было недостаточно, и тогда офицеры с командой «Бей штыками и прикладами!» бросили на беззащитных священнослужителей «полупьяных и осатаневших солдат», которые довершили начатое.

 

Высочайшая честь

Когда бесчинства были окончены, монахи насчитали 46 исколотых штыками раненых братьев, четверо оказались мертвы. Синод судил «вероотступников» строго. Зачинщиков оправляли в тюрьмы, покаявшихся ссылали в отдаленные монастыри империи, а стойких «имяславцев» лишали духовного сана. Император Николай II долгое время не проявлял видимого участия к событиям, разворачивавшимся на Афоне. Только после разгрома «имяславцев» появляется его реакция. В ответ на телеграмму настоятеля Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила, который благодарил монарха за избавление обители от «революционеров», он написал: «Желаю Пантелеимонову монастырю мира, тишины и благоденствия». А в феврале 1914 года царь уже принимает пострадавшую сторону – депутацию афонских «имяславцев», которые поделились с Николаем своими переживаниями по поводу конфликта в Церкви. По словам иноков, принял царь их милостиво и обещал содействовать мирному урегулированию дела. Любопытно, что главный виновник Афонского погрома архиепископ Никон такой чести удостоен не был.

 

               https://cyrillitsa.ru/history/172329-bunt-na-afone-zachem-svyashhennyy-sinod-ot.html

 

 

Просмотров: 72 | Добавил: Татьяна | Теги: Религия. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024