Церковь Святого Николая в
нижних Мирах — церковь святителя Николая Чудотворца, расположенная в
турецкой провинции Анталья, а именно в городе Демре (Demre), в древности
известном как основная столица древней Ликии- Мира (Миры). В IV веке
епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в
мраморном саркофаге.
[] Перед
входом в храм установлен памятник Св.Николаю - этот памятник создан
нашим современником - Григорием Потоцким к 2000-летию Рождества
Христова.
Святитель Николай, известный на Руси еще как Николай
Угодник и Николай Чудотворец, пожалуй, самый почитаемый у нас Святой. В
его честь, начиная еще до крещения Руси и по нынешнее время воздвигнуто
множество церквей, наверное нет ни одного города в России где не было бы
Никольского храма. Перед его иконами молятся о благополучном
замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы.
Недаром одна треть икон в России - это иконы Николая Угодника.
Многие
в мире не знают, где же настоящая родина Св. Николая. Это и не должно
нас удивлять, ведь город, где он родился (Патара), полностью исчез с
лица земли, а древняя великая империя Мир Ликийских сократилась до
размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч (Демре, Кале). Все
это произошло на земле Турции, которая во имя Аллаха разрушала древние
христианские церкви или, как в случае со Святой Софией, прикрывала
древние фрески, а храмы использовала в качестве мусульманских мечетей.
По
преданию, св. Николай родился во второй половине III века в городе
Патары в Ликии, но большую часть жизни был епископом Миры. Его жизнь
требует достаточно большого описания, но сейчас рассказ о его храме в
Демре.
Св.
Николай скончался в глубокой старости после непродолжительной болезни 6
декабря 345 или 351 года от Рождества Христова. Он был захоронен в
небольшой гробнице за пределами Миры. Позднее, в IV веке, на этом месте
была возведена часовня.
Позже,
ориентировочно в VI веке на руинах храма богини Артемиды, разрушенном
землетрясением во II в.н.э., была построена Византийская церковь
изначально с куполом, замененным потом на свод Храм, который открывается
нашему взору носит на себе следы неоднократных реконструкций.
Город
Миры, как и вся Ликия, был разрушен в результате набегов сарацинов.
Развалины храма с гробницей святителя были в запустении, хотя и
охранялись монахами. При Византийском императоре Константине IX и
императрице Зое (XI век) храм св. Николая был отреставрирован и окружен
стенами. Мощи святого хранились в саркофаге с изображением чаек и рыбьей
чешуи и не даром, ведь он - покровитель мореплавателей тоже!
В
эти же времена турки- сельджуки начали свои нападения на Греческую
империю, в том числе на Второй Рим, которым на тот момент была
Византийская империя, при этом святыни христиан - храмы, мощи и иконы
подвергались турками-сельджуками поруганию. По преданиям была
предпринята попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но
страшная буря с громом и молниею не позволили туркам этого сделать.
В
1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне
одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесны
из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам.
Купцы снарядили три корабля и вывезли мощи Святого Николая из Мир
Ликийских в ковчеге. Объясняли они свой поступок желанием спасти
христианскую святыню от уничтожения бесчинствовавшими турками-
мусульманами. В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки
Мирос.
Саркофаг
Святого Николая был разрушен, а его останки украдены и переправлены в
итальянский город Бари, где сначала мощи Святителя были помещены в
церкви Святого Евстафия (Стефана), а через два года была закончена и
освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя св. Николая,
сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были
торжественно перенесены папой Урбаном Вторым. Случилось это событие 1
октября 1089 года, где и по сей день хранятся мощи, хотя некоторые
части, например, фрагменты челюстей и черепа Святого Николая, хранятся в
анталийском Музее археологии.
В
1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв
и возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось
создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в
1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени
княгини Анны Галициной, наняли французского архитектора, чтобы
восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня,
так как его проект не сохранял исторического облика церкви и сама
церковь не реконструировалась.
В
начале 1858 года начались восстановительные работы, которые вызвали
беспокойство во Вселенской Патриархии (территория находится в пределах
её юрисдикции), а также у турецких властей. В конце 1874 года российским
Святейшим Синодом был дозволен сбор средств для сооружения здесь
монастыря (русский посол в Константинополе граф Игнатьев де-факто
передал храм в ведение русского Пантелеимонова монастыря на Афоне);
образовавшийся «мирликийский капитал» в размере 223 000 рублей в
сентябре 1888 года был передан из хозяйственного управления Синода в
Императорское Православное Палестинское общество. Ввиду
бесперспективности дальнейших усилий, 7 декабря 1910 года означенный
капитал был передан Барградскому комитету — на строительство храма Св.
Николая в Бари (Италия).
Весь
комплекс состоит сегодня из купольной церкви в форме креста с апсидой и
двумя приделами, двух угловых комнат и экзоэзонартекса. Напротив
западного входа и сегодня можно увидеть две колонны портика. По
внутренней стороне стены лестница ведет на верхнюю террасу, за террасой,
на южной стороне двора, есть захоронение, датируемое 1118 г.
Перед
входом в церковь расположены внутренний двор и двойной нартекс с
крестово- вспарушенными сводами. Стены церкви были украшены фресками XI и
XII веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня, а пол был выложен
мозаиками с геометрическими узорами. В полукруглой части центрального
нефа находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой епископа
и нижней галереей. Центральный неф отделён от боковых приделов
сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время
реставрации заменённый сводом.
Следующий
раз церковь была найдена при раскопках в 1956 году, до этого она была
погружена в землю.При других раскопках проведенных в 1989г., были
найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол
церкви находится на 7 м ниже уровня земли.
На
полу кое-где сохранилась мозаика. Эти участки отгорожены, чтобы ее не
затерли. На стенах под потолком местами сохранились древние росписи. В
алтаре сохранился престол и горнее место, а также несколько колонн.
Сейчас
в южном нефе церкви, расположенном между двумя колонами позади
разрушенной мраморной перегородки, находится повреждённый саркофаг, в
котором, как полагают, и был захоронен святой.
В
настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении мощей
Святителя Николая, которые в XIX веке были вывезены из разоренной
турками Анталии и по сегодняшний день находятся в итальянском городе
Барии, - обратно в Демре (бывшие Миры Ликийские), поскольку турки
провозгласили, что святые мощи являются достоянием государства.
И
ныне Св. Николай также помогает призывающим его и избавляет их от бед.
Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать
все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во
всех концах земли известны его чудотворения.