Книги

Апокрифическая литература в Древней Руси имела очень широкое распространение. Но апокрифы бывали разными. Часть апокрифических книг вполне признавалась церковью, использовалась священниками для проповедей и даже рекомендовалась прихожанам для чтения.

[]

К таким книгам относились прежде всего чрезвычайно популярные на Руси «Четьи Минеи», заменяющие современный церковный календарь, в которых на каждый день приводилась какая-нибудь соответствующая нравоучительная история. Большое значение, особенно до конца XV века, то есть до появления первого полного русского текста Библии («Геннадиевская Библия»), имела «Палея Толковая», заменявшая Ветхий Завет (точнее, его первые пять Книг — «Пятикнижие Моисеево»).

Особенно интересна для исследователя начальная часть «Палеи», часто называемая так же «Шестодневом», в которой с подробными комментариями рассказывается о Сотворении мира. Так, например, благодаря «Палее», мы знаем, что грамотным людям в Древней Руси уже в XV веке, а вероятно и еще раньше, было известно о шарообразности Земли. При исследовании ментальных структур русского Средневековья это просто бесценный исторический источник. К примеру, главным источником для моей работы «Категория страха в мировосприятии русского средневекового человека XIII -XIV веков», послужила именно «Толковая Палея».

Эти апокрифические книги, в отличие от канонических Евангелий и «Псалтыря», не использовались при богослужении, но и не запрещались церковью.

Иное дело, те апокрифические книги, которые относились к отреченным. Это разного рода «волшебные, чародейные, гадательные и всякие от церкви возбраняемые книги и писания», привезенные на Русь из Византии, Болгарии, реже из Западной Европы. К ним причислялись и те листы и тетради, в которых записывались народные заговоры, приметы и суеверные наставления. Согласно постановлениям Стоглавого собора 1551 года и настоятельным рекомендациям «Домостроя», эти «богомерзкие писания подлежали немедленному уничтожению огнем». Вот об этих отреченных книгах я и хотел бы рассказать вам в этой статье.

«ОСТРОЛОГ» (другие названия: «Мартилой», «Острономия», «Звездочетец» и «Зодий»). В узаконении о ложных книгах сказано так: «Звездочетец» — 12 звезд; другой «Звездочетец», ему же имя «Шестодневец»: в них же безумные люди верующие вохвуют, имут дней рождений своего, санов получения и уроков житию». Это сборник астрологических замечаний о вступлении солнца в различные знаки Зодиака, о влиянии планет на счастье новорожденных младенцев, а также на судьбы целых народов: будет ли мор или война, урожай или голод и т.д.

«РАФЛИ» — еще одна астрологическая книга, разделенная на 12 схем, в которых трактуется о влиянии звезд на ход человеческой жизни. Часто, когда дело доходило до судебного поединка, тяжущиеся призывали на помощь волхвов, «вохвы и чародейники от бесовских научений им творят, кудесы бьют и в Аристотелевы врата и в Рафли смотрят, и по планетам гадают…»

«АРИСТОТЕЛЕВЫ ВРАТА» — перевод средневекового созинения, составление которого приписывалось Аристотелю. Эта книга, сверх нравственного наставления, содержит сведения по астрологии, медицине и физиогномике; она состоит из нескольких разделов, называемых вратами.

«ГРОМНИК» (или «Громовник») — одна из самых популярных на Руси отреченных книг, заключающая в себе различные, расположенные по месяцам предзнаименования (о состоянии погоды, о будущих урожаях, болезнях и прочем), соединяемые с громом.

Приведу небольшую выдержку из «Громника»:

«А сие месяцам окружение

(то есть, чего следует ожидать, если в начале и конце месяца случаются сильные грозы. — С. В.):

Месяц март (скхий, зимобор, грачевник) окружен — воды много будет;

Месяц апрель (березозол, снегогон) окружен — рать будет;

Месяц май (травный, травник) окружен — рати великие будут;

Месяц июнь (изок, разноцвет, хлеборост) окружен — зверям смерть будет;

Месяц июль (червен, страдник, грозник) окружен — рыбы много будет;

Месяц август (зарев, густоед, жнивень) окружен — дожди великие будут;

Месяц сентябрь (ревун, зоревник, вересень) окружен — сухо будет;

Месяц октябрь (листопад, листобой) окружен — жита много будет;

Месяц ноябрь (груден, полузимник, листогной) окружен — глад будет;

Месяц декабрь (студеный, студень, ветрозим) окружен — снега великие будут;

Месяц январь (просинец, лютовей) окружен — морозов много будет;

Месяц февраль (сечень, вьюговей, лютень) окружен — сильные цари и князи сражаются от востока до запада».

(В скобках приведены древнерусские и народные названия месяцев. — С. В.).

Близка по своему содержанию к «Громнику» еще одна отеченная книга — «МОЛНИК», в которой собраны сведения, в какие дни месяца что предвещает удар молнии.

«КОЛЕДНИК» («Колядник») содержал в себе приметы, определяемые по дням, на которые приходится праздник Коляды, например: «Аще будет в среду — зима велика и тепла, весна дождева, жатва добра, пшеницы помалу, вина много, женам мор, старым пагуба».

«ВОЛХОВНИК» — сборник народных суеверий, «еже есть се: храм трещит, ухозвон, воронограй, куроклик, пес выет» и прочее. Некоторые статьи «Волховника» переписывались отдельно, под своими названиями: «Воронограй» — приметы и гадания по крику воронов; «Куроглашенник» — по крику петухов; «Птичье чаровье» — по крику и полету птиц вообще; «Трепетник» — истолкователь примет, основанных на дрожи различных частей человеческого тела: «Аще верх главы потрепещет, лице или уши горят, во ухо десное пошумит, длань посвербит, подошвы отерпнут…»

«ПУТНИК» — «книга, в ней же есть написано о сречах (то есть, о встречах. — С. В.) добрых или злых».

«ЗЕЛЕЙНИК» — описание волшебных и целебных трав с указанием на заговоры и другие суеверные средства, которые употреблялись в народной медицине. Подобные тетрадки были очень распространены в народе в списках и назывались «Травники», «Цветники» и «Лечебники».

«ЧАРОВНИК» — отреченная книга, состоящая из 12 глав, «в них же суть двоенадесять опрометных лиц звериных или птичиих», то есть, сказания о блуждающих оборотнях.

«МЕТАНИЕ» («Метаньеимец», или «Розгомечец») — книга гаданий посредством жребия. Желающие допросить судьбу метали жребии, то есть прутики (розги) с нарезанными на них чертами. Вместо этих прутиков могли употребляться и игральные кости. По числу выпавших нарезок или точек на костях определялся номер того изречения гадательной книги, которое должно было служить ответом на задуманный вопрос.

Большинство отреченных книг было беспощадно уничтожено еще в XVI — XVII веках. Особенно яростная борьба с ними развернулась во время церковных реформ патриарха Никона. При царе Алексее Михайловиче отреченные книги сжигались целыми возами. Поэтому об их содержании часто можно судить только по их названию. К счастью, благодаря работе археографических экспедиций по местам расселения старообрядцев (преимущественно северные губернии России: Вологодская, Архангельская, Северный Урал, Западная Сибирь), которые бережно хранили и переписывали дониконианские книги, мы хоть что-то знаем о них.



Сергей Воробьев.