Автор: Светлана Морозова
Картошку «в мундире» в монастыре шутя называют «в подряснике» - ведь монахи не носят мундиров
С
недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах
«монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают:
«качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…
Наблюдая
уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только
расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов,
добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет
собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за
признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу
жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных
государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру? [] За
ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху
Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного
человека к церкви, был не прост.
Начнем с того, что отец Михей
был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже,
будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство
скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности
келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не
знаю.
В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить
картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что
производит, чем питается, кого и как кормит.
AIF.RU: Известно,
что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были
самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов.
Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с
древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не
только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли
эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?
О. Михей: От
века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но
хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели
селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили
новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет
монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся.
Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные
периоды, во времена эпидемий.
В монастыре по-другому и не бывает:
на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит
до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян –
почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день
монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.
Большинство
продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с
монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу
мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть
пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло,
творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.
Келарь: Обязан
наблюдать за целостью и сохранностью продовольствия, чистотой и
порядком на кухне, продовольственном складе, просфорне; смотрит за
приготовлением трапезы, как положено по уставу, и за отпусканием пищи в
кельи только с благословения наместника или благочинного
AIF.RU: С чего началось возрождение монастырского хозяйства?
О.
Михей: Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи
его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был
восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его
хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры,
производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только
идем.
До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни,
пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь
продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и
москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле –
до основания.
Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан
немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с
Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях
пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные
выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.
И пасека
теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве,
под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже
поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас
около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов
меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и
полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются
специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают
благословение на предстоящие труды.
Мед такой продукт - Божье
благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку
поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб
не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это
собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас
в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот,
предлагаем чистый мед людям.
Мы любим свой народ и хотим, чтобы
люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми.
Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке
говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли
не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все
русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.
У
нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это
неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером.
В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь
мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу
для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели
при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим
боем
Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди
приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья.
Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые
готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям
нравится! Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не
только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест:
например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам,
есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.
AIF.RU: И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?
О.
Михей: Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные
помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на
земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые
не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых
пасеках называют «сладкой каторгой»...
Далеко не все знают, как много трудов приходиться приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.
AIF.RU:
Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких
продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?
О.
Михей: Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы
приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и
послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских
соблазнов и послушание.
Кстати, по монастырскому уставу, в году
около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий,
петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница
каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в
монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых,
доступных населению блюд.
Меню обеда для братии Свято-Данилова монастыря после Успенского поста на 7-13 ноября
Салат овощной Салат из свеклы Салат из кальмаров Сыр нарезка с майонезом Сыр нарезка Салат из огурцов, яиц и зел. лука Дайкон с морковью Салат с креветками Салат из капусты с морковью Салат из свеклы с майонезом Салат греческий Нарезка рыбная Салат из кальмаров с яйцом
Суп Рассольник Щи Суп грибной Суп с фрикадельками Суп гороховый Уха Борщ
Рыба жареная Макароны Соус томатный Рыба жареная в яйце и сухарях Пюре Соус бешамель Брокколи с луком и морковью Гречка Рыба жареная в яйце и сухарях Соус томатный Рататуй Рис Соус томатный Окунь жареный Судак жареный Пюре картофельное
Компот Молоко Сметана Чай Печенье Яблоки Морс Чай Конфеты
Меню ужина для братии Свято-Данилова монастыря
после Успенского поста на 7-13 ноября
Салат овощной Яйцо под майонезом Лобио Кабачковая икра Салат из крабовых палочек Салат деревенский Селедка с луком и зеленым горошком Салат из помидоров с луком
Зразы Каша из пшена Соус Рыба под маринадом Рис Биточки картофельные Капуста тушеная Голубцы рыбные в листе Картофель с грибами и луком Тефтели под соусом Картошка жареная Рыба жареная Рис с овощами
Компот Молоко Сметана Омлет
Запеканка творожная Сырники Запеканка
Чай Конфеты Какао Компот
Главное
отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В
монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В
кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов,
помидоров, грибов.
За этим следит келарь, а делают и
братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без
исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед
и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и
вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток
перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя
работа по хозяйству - послушание.
Будничное меню состоит обычно
из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного,
грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или
кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща,
жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих
овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра,
сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе
подают праздничное меню.
У нас есть отец Гермоген – он келарем
монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской
трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о.
Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в
строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о
пасеках, пекарне…
Рецепт в темуЧечевичные котлеты
Рецепт от о. Гермогена, бывшего в течение многих лет келарем Свято-Данилова монастыря Эти котлетки содержат необходимые для... Ингредиенты: Чечевица – 500 г Грибы – подберёзовики, подосиновики – 100 г Масло оливковое – 50 мл
Сейчас
у меня послушание - предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в
медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и
«Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу
продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент
рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки,
оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.
А
также у меня послушание в отделе изготовления постеров
духовно-патриотического содержания современных и классических
художников.
AIF.RU: Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!
МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче
наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие
Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный
даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником
нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех
на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении,
отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное
благоволения.
ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя,
Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и
Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси,
Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения)
Также
молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в
мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их,
получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе,
Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.
* * *
|